Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тобол. Много званых

Алексей Иванов

  • Аватар пользователя
    Аноним20 января 2017 г.

    Вот мы тут всё размышляем: почто (за что/откуда) случился с нами 1917-й? Мудрые говорят – неверие возобладало, и Бог позволил исполнить желаемое. Спорят лишь – когда сие окрепло: в конце XIX или начале XX-го? Иванов в очередной раз настаивает: в России прослойка реально верующих всегда была тонка и погоды не делала, Россию издревле и по 2017-й населяют язычники, которые за последнюю тысячу лет и в Христа толком не уверовали и древние знания сил Природы утратили; подобно коренным народам Сибири, полунасильно записанным в христианство, Россия сожгла своих языческих идолов, но чем они хуже Христа так и осталось непонятым; в результате сформировался довольно винегретный менталитет-мировоззрение, основанный на суевериях – отголосках язычества, где главный идол – Христос, а христианские заповеди – отнюдь не повод не блюсти свой интерес первым номером. Впрочем, в европейце христианина ничуть не больше и там, где в нашем человеке до поры дремлющее животное повязано языческими традициями, в европейце эту сторожевую функцию выполняет культура. И не факт, что одно лучше другого. Скорее, оба хуже, потому что этого самого животного оба заметно слабее.
    К сожалению, по сравнению с предыдущими историческими романами Иванова, «Тобол» заметно проще. И даже понятно почему – роман писался как литературный вариант киносценария, причём по отношению к роману сценарий первичен. И если раньше у Иванова явь и навь шли на равных и параллельно, что создавало стереоскопическую панораму невероятной глубины, то теперь в оба глаза видна только явь, а навь бежит субтитром по низу поля зрения. – Тоже неплохо, потому что сохранилось главное – ощущение Истории как силы геологической, с неотвратимостью ледника ползущей по пейзажам и судьбам сразу на всех планах и измерениях. И эта её мощь и гармония восхищает и завораживает.

    11
    271