Рецензия на книгу
Вечера на хуторе близ Диканьки
Николай Гоголь
Аноним19 января 2017 г.Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Александр Сергеевич Пушкин.
Не знаю, что случилось со мною. Долгая история о том, как уже несколько месяцев со мной «играет» в прятки Гоголь.
Ну, посудите сам, добрые люди, все началось с того, что я «потеряла» собрание сочинений Николая Васильевича Гоголя у отца. Было собрание из восьми томов фиолетового цвета, стояло в первых рядах книг, и нет. Не могу найти. Долгие поиски ни к чему не привели. Нет, и все тут. Уходя, огорченная, окинула взглядом библиотеку, а вот, он – на месте. Решила взять к себе. Взяла. Поставила. Погладила. Наутро снова не могла найти. Книги стоят, а их не вижу. Не вижу. Это было поначалу, потом он, Гоголь, стал появляться всюду, какое бы произведение я не читала, всюду видела усмешку Гоголя. И вот решила для себя, что в тот зимний день декабря, когда день будет короче ночи, я начну читать сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ну, кто же зимние, морозные повести читает летом? Ощущения не те. Читала не торопясь, оставляя и на Новый год, и на Рождество, и на старый новый год и вот - Крещение. Осенив себя, крестом, закончила чтение сборника. Может быть, и не правильно выбрала время или правильно, кто знает, никто не знает, но получилось так как получилось.
Что за образы у Гоголя? Из каких НЕВОЗМОЖНОСТЕЙ они созданы? Все перемешано в них: цвета, ароматы, звуки. Где есть смелее сравнения, где художественная правда невероятней?
Глаза у него с пением вторгаются в душу, а то вытягиваются клещами, волосы развеваются в бледно-серый туман, вода – в серую пыль; а то вода становится стеклянной рубашкой, отороченной волчьей шерстью – сиянием. На каждой странице, почти в каждой фразе перехождение границ того, что есть какой-то новый мир, вырастающий из души «в океанах благоуханий», в «потопах радости и света», в «вихре веселья». Из этих вихрей, потопов и океанов, когда деревья шепчут свою «пьяную молвь», когда в экстазе человек, как и птица, летит … «и казалось, … вылетит из мира», рождались песни Гоголя.
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛЫ –
«ЭТО ДРОЖЬ ПО ТЕЛУ И ВОЛОСЫ ЕРОШИЛИСЬ НА ГОЛОВЕ»
Слог Гоголя одновременно и докультурный, и вместе с тем превосходит в своей утонченности не только Уайльда, Рембо, Сологуба и других «декадентов», но и Ницше подчас.
Все те приемы, которые характеризуют лучших стилистов нашего времени (именно как стилистов нашего времени), налицо у Гоголя.
Во-первых, обилие аллитераций в прозе.
«Светлый серп светил», «Вихрь веселья», «Усмехнуться смехом»…
Во-вторых, изысканность расстановки слов.
1) Разделение существительного от прилагательного вставочными словами. А вот вам наудачу из Гоголя: «Поглощенные ночным мраком луга»…. «Страшную муку, видно, терпел он».
2) Сложные эпитеты также употреблял Гоголь в изобилии: «бело-прозрачное небо», «сутозолотая парча», «длинношейный гусь», «высоковерхие горы».
3) Иногда эпитеты эти дерзки до чрезвычайности: «оглохлые стены», «поперечивающее себе чувство»
Я не могу перечислить здесь и сотой части всех тех сознательных ухищрений, к которым прибегает стилистика Гоголя. Знаю только одно: в стилистике этой отражается самая утонченная душа XIX столетия.
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту
Faculte maitresse, которая господствует в его творчестве, и в его жизни, - мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе.
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВСамая сильная, вершина творчества Гоголя - это повесть «Страшная месть», это не просто «таинственная» сказка о колдуне, хотя страшного, действительно, в ней много, но и рассказ о том, как в распрях гибнет вольность смелого и могучего народа. Именно в «Страшной месте» … Чуден Днепр при тихой погоде… где редкая птица долетит до середины Днепра… нет ему равной реки в мире…
Но главное – как не отдать сатане свою душу, остаться человеком, избежать наказания и жить в ладу с собой. Как избежать злобы, такой лютой, что не дает жить, как избежать наказания и не остаться, порабощенным, и многие вечные вопросы, которые однажды каждый задает себе сам. Но получает ли ответ? Вот вопрос.Смех Гоголя – борьба человека чертом.
Гоголь сделал для нравственных измерений то же, что Лейбниц для математики, - открыл как бы ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ, бесконечно-великое значение бесконечно-малых величин добра и зла. Первый он понял, что черт и есть самое малое, которое лишь вследствие нашей собственной малости кажется великим, - самое слабое, которое, лишь вследствие нашей собственной слабости, кажется сильным.
Смех Мефистофеля, гордость Каина, сила Прометея, мудрость Люцифера, свобода Сверхчеловека вот различные в веках и народах «великолепные костюмы», маски этого вечного подражателя, приживальщика, обезьяны Бога. Гоголь первый увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; понял, что лицо черта есть не далекое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, вообще реальное «человеческое, слишком человеческое» лицо, лицо толпы, лицо «как у всех», почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собою, и соглашаемся быть «как все».ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ
Гоголь был странным созданием, но гений всегда странен; только здоровая посредственность кажется благородному читателю мудрым старым другом, любезно обогащающим его, читателя, представлениями о жизни. Великая литература идет по краю иррационального.
Уравновешенный Пушкин, земной Толстой, сдержанный Чехов – у всех у них были минуты иррационального прозрения, которые одновременно затемняли фразу и вскрывали тайный смысл, заслуживающий этой внезапной смены точки зрения. Но у Гоголя такие сдвиги – самая основа его искусства.
ВЛАДИМИР НАБОКОВНеужели, это я спала? Так живо, как будто наяву! Чудно, чудно!
Полночь!20953