Рецензия на книгу
Let Me In
John Ajvide Lindqvist
Аноним19 января 2017 г.Я очень долго обходил стороной эту книгу из-за того, что на волне популярности вампирского кинематографа я, к своему удовольствию, посмотрел прекрасную шведскую экранизацию, а потом, к своему неудовольствию, пытался посмотреть американскую версию, к которой русские прокатчики еще и слово “Сага” прилепили (ну естественно, чтобы дать понять совсем уж тупым поклонникам фильма Сумерки, что это похожий фильм про вампиров и любовь). И вот, настал момент прочесть первоисточник.
Читатель знакомится с мальчиком по имени Оскар. Мямлей, "ботаником" над которым издеваются одноклассники. А в довершение ко всему он страдает энурезом. В один из тоскливых дней Оскара, который он заполняет коллекционированием вырезок о маньяках и мыслями о том, каким жестоким способом он убьет своих школьных обидчиков, в его дворе появляются новые жильцы. Их он принимает за одинокого отца и дочь по имени Эли. Эли не мерзнет в самый холодный день, Эли проявляет необычную для человека силу и ловкость, Элли начинает дружить с Оскаром. Вскоре Оскар осознает, что Эли не человек, но, не смотря на это, их дружба перерастает в нечто большее, возможно в первую любовь. А тем временем в пригороде Стокгольма, где живут подростки, происходят загадочные и очень жестокие убийства.
Стоит отметить, что несмотря на все фантастические события, книга эта довольно реалистична. Главное место в повествовании занимает “Швеция 80-х”: экономическая модель, которой шведы всегда так гордились, рухнула, в стране полно безработных, общество находится в глубоком застое. ABBA еще не распались, а Roxette еще не выстрелили. Взрослые заняты решением своих проблем, при этом совершенно не обращая внимание на подрастающее поколение. Вот об этом поколении в основном и рассказывает Линдквист.
На примере Оскара и его друзей он очень хорошо показывает чувства подростков, которые оказались лишними во взрослом мире. Они живут в неполных семьях, воруют не из-за нужды, а чтобы заявить о себе. Они нюхают клей, употребляют наркотики, занимаются проституцией. А иногда, из-за одиночества, они выдумывают несуществующих друзей, которые помогают им не сломаться и продолжать жить дальше. В книге этот невидимый, но очень могущественный друг - вампир. И он вполне реален.
“Впусти Меня” читается легко и интересно. Я, сам того не замечая, проглатывал целые куски, которые потом очень долго не выходили из головы. Книгу не получится читать фоном, она заставляет задуматься о поступках персонажей, автор не дает объяснений, почему герой поступил так, а не иначе, все это читатель должен понять сам. В романе несколько сюжетных линий, которые в итоге сходятся в общем финале. Причем Линдквист, в лучших традициях Джорджа Мартина, легко расстается со своими персонажами, так что никто не застрахован от смерти.
От себя добавлю, что этот мрачный скандинавский мистический роман полон различных жестокостей. Он действительно страшный. Тут есть и расчлененка, и намеки на педофилию (без откровенных сцен, но всё же), и просто отвратительные моменты, которые, чего уж скрывать, в жизни случаются сплошь и рядом. Но от такого жесткого реализма в сочетании со сверхъестественной составляющей, книга только выигрывает.
Отличный дебютный роман Юна Линдквиста, который понравится не только любителям вампирских сюжетов.551