Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Здесь живу только я

Александр Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2017 г.

    Пелевин - это моветон (с) рецензия выше

    • Жаль, что молодежь не помнит, кто такие Достоевский и Белинский!
    • А Грибоедов? Вы посмотрите, сколько грибоедов среди современной молодежи! (с)

      Обложка: Где-то я видела эту красную голову, точно же видела! Представляется один из марвеловских Красных Черепов, третий из которых был коммунистом - может быть, здесь тонкая связь? Может быть, рядом диверсант, который хочет советскому человеку запудрить мозги заморскими роскознями и изменить его представление о новейшей истории союза? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно раскрыть книгу и начать чтение.

      Суть: Над зарослями Ильич-травы летел Ленин. Летел не так, как на картинах Шагала, а частично. Точнее, летела его голова. А почему только голова? - можете спросить вы. Мне тоже непонятно. Ленин может лететь как ракета, как супермен, а летающая голова - это кошмар моего детства, безухий древнекитайский философ Го Сян с логотипа компании ВИД, так похожий на первого президента. Но обо всем по порядку.

      "На столе лежит вилка, две ложки, кожура от банана,


    Стоит чашка недопитого чая. Мне лень убирать.
    Я целый день не делаю ничего, я адски устал, я просыпаюсь рано,
    Я ложусь поздно, в среду мне исполнится 25.
    Старшая медсестра говорит: вы уже не щенок, но еще не собака.
    В общем, ни то, ни се"
    (С) Анастасия Афанасьева

    Главный герой - Петр Смородин - ни то, ни сё. Он совершенно одинок, такие люди будут одиноки даже в толпе, даже в кругу друзей не находят они покоя и страдают, страдают так сильно, что начинают сходить с ума. Сродни Сизифу, пытаются они выбраться на вершину холма, но раз за разом сваливаются вниз, всё ниже и ниже. Петру трудно влиться в современное общество, он будто бы прибыл сюда из прошлого века. По первым нескольким страницам мы видим, что Смородин смотрит на мир иначе, чем его знакомые, понять он их не может, а возможно, просто не хочет.

    Сегодня у него день рождения, и он приглашает своего единственного друга, телеведущего Германа - весьма эпатажную личность, а тот, в свою очередь, прихватывает с собой бывшую девушку Петра Сонечку (Мармеладову?) и её нового кавалера, хипстера и художника. Посмотрев на него, можно сразу сказать, что искусство закончилось, изжило себя, больше нет искусства ради любви, ради красоты - только искусство ради лайков, бездушный перфоманс. Слова художника о его будущем творении полностью подтверждают первое впечатление о нем: "В современном искусстве важно где насрать, куда насрать и что при этом говорить". Я знаю, что мог бы на это ответить реальный современный творец: "Культура - это полимпсест, один посрёт - другой поест". И соглашусь, ведь столь "титаническое" действо поддержит множество людей. Хипстер как персонаж нужен здесь только для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть, насколько герой отличается от окружающей серовосторженной массы.

    Отдельного описания, возможно, требует квартира героя, но я боюсь оплошать как герои известного анекдота про синие занавески, поэтому отложим лейтмотив "желтые тюльпаны" Королёвой и вернемся к подзабытому "Одиночество сволочь".

    Гости уходят, и Смородин остается один. Его подсознание не может смириться и ищет объяснения окружающих событий через оживление (наделение душой?) предметов и эмоций - кот говорит, тюльпаны цветут, солдатики сражаются, страх ползёт многоножкой. Это шаг на пути к самопознанию ((с) Westworld), древние люди не могли осознать, что голоса в их головах это их собственные мысли, они думали, что с ними разговаривают Боги. Для "современного" человека это начало конца. Не страшно, когда ты разговариваешь с Богом, страшно, когда он начинает тебе отвечать. Первые главы не дают нам понимания, как мы должны относиться к Петру: сочувствовать ему в его безумии, поддерживать в одиночестве или бояться его побуждений. Сможем ли мы стать с ним ближе?
    Мир снаружи квартиры, описываемый нам глазами Германа, искренне достоин страниц журнала "Крокодил". Сатирические карикатуры на современных и злободневных персонажей настолько похожи на свои прототипы, что невольно вызывают приступы смеха. Даже толпа имеет своё лицо, равнодушное и бесчеловечное, нате!, и они "на бабочку поэтиного сердца" взгромоздятся "грязные, в калошах и без калош" и раздавят, растопчут её, опять-таки, назвав это перфомансом.
    Параллельно основной линии развивается другая история. История советской (а точно ли советской?) России. В ней Петька – красноармеец, и всеми силами борется с подлыми врагами, пытающимися захватить Ленинград, а вместе с ним и советскую "империю" целиком. Я всё ждала, когда же появится Василий Иванович и объяснит, что все-таки происходит, но вместо него возник другой В.И. - царь зверей Владимир Ильич, ведущий за собой народы "в белом венчике из роз". Его убивают - он воскресает, его пытаются уничтожить - он возвращается трижды и, плача, зовет своих последователей, покинувших его. Снова оживает и грустит в загородном доме, наполненном котиками. Если раньше вы думали, что Ленин - гриб, то теперь знайте, Ленин - кот.
    В книге описаны на первый взгляд абсолютно несвязанные между собой события, вырванные из исторического контекста. Герои сражаются за свою жизнь и Родину не с 'белыми' и 'фашистами', а с каким-то общим ужасающим врагом, скомбинировавшим с себе всё человеческое зло. Погибает один боец: "Я - где корни слепые ищут корма во тьме; Я - где с облаком пыли ходит рожь на холме". Погибает другой: "Я не слышал разрыва и не видел той вспышки, - точно в пропасть с обрыва - и ни дна, ни покрышки".
    И тут Петр Смородин просыпается, всё было всего лишь сном. Или не сном? Жизнь красноармейца гораздо ближе ему, чем то, что он сейчас видит перед собой. Может быть именно эта жизнь сон, снящийся смертельнораненному Петьке?
    В поисках себя Смородин устраивается ночным сторожем в "музей пыли" писателя Фейха, прошедшего через обе мировые войны. Не смотря на то, что Петр никогда не слышал о Фейхе, он чувствует с ним близкое родство. Ночные дежурства плохо сказываются на психике героя и из подъезда музея в Петербурге он открывает дверь (привет, Библия) в обреченный на вечную войну Ленинград (привет, Стругацкие), по которому едет опустевший красный трамвай (привет, Макс Фрай), а под землей в сводах бездонного метро бродят одичавшие испуганные ленинградцы (привет, Глуховский). Так легко потеряться в себе, когда некому подсказать, где реальность, а где вымысел, когда в этом городе живешь только ты.
    Книга похожа на все и не похожа ни на одну. Мне понравилось - рекомендую.

    10
    78