Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2017 г.

    Осторожно, возможны спойлеры.

    В книге рассказывается о судьбе японского юноши, сына настоятеля "захолустного прибрежного храма", с трудным детством, которое оставило отпечаток на всей его последующей жизни. Вот как он сам говорит о себе:


    "Я был хилым, болезненным ребенком, самым что ни на есть последним во всех мальчишеских играх и забавах. Это да еще мое врожденное заикание отдаляло меня от других детей, развивало замкнутость и любовь к уединению. К тому же все мальчишки знали, что я сын священника, и их любимым развлечением было дразнить меня, изображая, как заикающийся бонза бормочет сутры."

    Неудивительно, что у мальчика было множество комплексов, мешавших ему жить.
    Своеобразной компенсацией заиканию было обостренное чувство прекрасного (которое, впрочем, очень часто встречается у японцев). В глазах героя книги воплощением всего прекрасного, своеобразным мерилом красоты был Золотой Храм - Кинкакудзи:


    "Стоило мне увидеть, как ослепительно вспыхивает на солнце гладь дальних заливных полей, и мне уже казалось, что это отсвет невидимого Золотого Храма. Горный перевал, по которому проходит граница нашей префектуры Киото и соседней Фукуи, высился прямо на восток от дядиного дома. Из-за тех гор по утрам восходило солнце. И, хотя Киото располагался совсем в иной стороне, каждый раз мне чудилось, что в солнечном нимбе в утреннее небо возносится Золотой Храм."

    Любовь к храму сопровождала его всю жизнь, но от любви до ненависти расстояние невелико, и зачастую бывает так, что наиболее ненавидимым становится самое любимое ранее.
    Тяжело больной отец главного героя берет его с собой в Киото на несколько дней - повидаться с настоятелем храма Рокуондзи, чтобы обеспечить будущее мальчика, и попутно увидеть знаменитый Золотой Храм "вживую". Первая встреча с храмом разочаровала мальчика:


    "Я смотрел на Храм и так и сяк, менял угол зрения, вытягивал шею, но ровным счетом ничего не чувствовал. Обычный трехэтажный домик, почерневший от старости. И феникс напоминал мне обыкновенную ворону, присевшую на крышу передохнуть. Храм вовсе не показался мне прекрасным, скорее он вызывал ощущение дисгармонии. Неужели, подумал я, прекрасным может быть нечто, настолько лишенное красоты?"

    Однако позже любовь к Храму вспыхнула с новой силой:


    "Я вернулся в Ясуока, и вдруг Золотой Храм, так меня разочаровавший при встрече, стал вновь овладевать моей душой, принимая облик все более прекрасный. Взращенный моей фантазией, Храм преодолел испытание реальностью, чтобы сделать мечту еще пленительней."

    После смерти отца мальчик становится послушником при храме Рокуондзи. Настоятель относится к нему хорошо, и через некоторое время даже собирается сделать своим преемником. Там же, в храме, мальчик находит своего первого друга - такого же послушника Цурукаву:


    "…Я помню, все помню до мельчайших деталей. На берегу Зеркального пруда плечом к плечу стояли два подростка в белых рубахах. А прямо перед ними высился Кинкакудзи, и не было между мальчиками и Храмом никакой преграды."

    Трудно сказать, с какого момента любовь к Золотому Храму начинает переходить в ненависть. Может быть, с экскурсии американского солдата и японской проститутки. Может быть - со знакомства с Касиваги, неполноценным сокурсником с искалеченными ногами, у которого была своя, такая же искалеченная философия, как он сам. Может быть - с попыток начать отношения с девушками, которые неизменно оканчивались неудачей из-за сравнения их с Золотым храмом (как бы глупо это ни звучало). Заброшенный университет. Испорченные отношения с настоятелем. Смерть Цурукавы. И, наконец, побег из храма.
    Идея сжечь Золотой Храм пришла к герою именно во время побега:


    "Стоя у окна, я обдумывал свою идею. Почему мне пришло в голову сжечь Золотой Храм, а, скажем, не убить Учителя, спрашивал я себя.

    Мысль уничтожить настоятеля иногда возникала у меня и прежде, но я прекрасно понимал тщетность подобного акта. Ну убью я его, а что толку – обритая голова и проклятое бессилие будут являться мне вновь и вновь, выползая откуда-то из-за ночного горизонта.

    Нет, живые существа не обладают раз и навсегда определенной однократностью жизни, присущей Золотому Храму. Человеку дана лишь малая часть бесчисленных атрибутов природы; пользуясь ею, он живет и размножается. Вечное заблуждение – пытаться уничтожить кого-нибудь бесследно при помощи убийства, думал я. Контраст между существованием Храма и человеческой жизнью несомненен: может показаться, что человека убить очень легко, но это ошибка, над ним ореол вечной жизни; в то же время красоту Золотого Храма, представляющуюся несокрушимой, вполне можно стереть с лица земли. Нельзя вывести с корнем то, что смертно, но не так уж трудно истребить нетленное. Как люди до сих пор не поняли этого? Честь открытия, несомненно, принадлежала мне. Если я предам огню Золотой Храм, объявленный национальным сокровищем еще в конце прошлого века, это будет акт чистого разрушения, акт безвозвратного уничтожения, который нанесет несомненный и очевидный урон общему объему Прекрасного, созданного и накопленного человечеством."

    В итоге, героя романа возвращают в храм после побега, и он осуществляет свое "Деяние".
    Концовка романа остается открытой, автор предоставляет читателю возможность самому представить, что происходило дальше.
    Сама книга в целом больше понравилась, чем нет. Японские авторы вообще, как правило, сильны в описании чувств и природы, так что при чтении возникает ощущение присутствия. Очень легко представить происходящее в мельчайших подробностях. Темп повествования неторопливый, с многочисленными флешбеками отступлениями в прошлое. Интересно следить за тем, как в общем-то неплохой мальчик, но с небольшой "червоточинкой" в душе, вырастает в непонятого никем юношу. Темное пятно в его душе становится все больше и больше, неудачи и разочарования делают свое дело. Храм стал его навязчивой идеей, которая и загубила его будущее.
    P.S. Ужасно жалко было котенка из коана (дзэнской притчи-загадки). Лучше бы этот святой Нансэн забрал котенка себе, поселил при храме, и установил бы очередность посещения\тискания\обожания котика. Котик бы жил, был счастлив, и приносил бы всем радость, учил бы доброте и милосердию к тем, кто слабее >.< А убить несчастного зверька только из-за того, что ни один из монахов не сумел распознать смысл его (праведника) действия... тоже мне, святой. Никогда не думала, что в дзэн-буддизме тоже есть принцип "оно слишком красивое, оно вводит в искушение, значит его надо уничтожить".

    4
    92