Рецензия на книгу
Собрание сочинений. Том 4. Униженные и оскорблённые
Ф. М. Достоевский
Аноним17 января 2017 г.«Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в тёмных, потаённых закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни...
Но эта история ещё впереди...»Я взялась за книгу с тяжёлым сердцем, предыдущий опыт прочтения романов Достоевского говорит сам за себя, особенно «Преступление и наказание», прочитанное последним. Беря в руки его книги, ожидаешь душевные муки и горы трупов… к 16 странице их уже было двое, тогда я подумала, что лёгким это чтение точно не будет. О безысходности и обречённости лучше этого писателя никто не пишет. Настолько сильно он передаёт атмосферу некого неизбежного рока, что это буквально сочится сквозь страницы, каждое предложение надрывает в читателе нить спокойствия, безмятежности, радости и тепла. Что ни говори, а тяжёлые судьбы – это его конёк.
Однако, каким бы ни был атмосферным и гнетущим этот роман, он чуть мягче остальных, да и мне понравился больше. Он был написан до всех его знаменитых трудов, раньше и, возможно, поэтому здесь всё ещё не так надрывно и безнадёжно. Главным действующим местом, снова является Питер – сырой, болезненный, меланхоличный. Этот город заполнен детьми, просящими милостыню в изорванных лохмотьях; молодыми людьми, страдающими расстройством нервов и от слабых лёгких; стариками, умирающими в нищете и одиночестве.
Именно здесь ломаются и переплетаются судьбы наших героев. Дочь убегает из дома с молодым человеком, который непременно оставит её ради другой; писатель испытывает свой талант на холодных и сырых чердаках; девочка навещает деда, несмотря на то, что тот выгнал из дома её мать. Но самое главное – князь Валконский – циничный, расчетливый, красивый, умный и безмерно коварный и хитрый; паук, наблюдающий с наслаждением, как его жертвы запутываются в его же сетях всё сильней. Я люблю этаких демонических персонажей. Затевая с ним игру, ты непременно проиграешь, так ещё и окажешься в полных дураках. Но самое главное не его отвратительная душа, конечно, а его идейность, тот факт, что в основу жизни он ставит какой-то принцип, по которому далее и живёт, как стихийное бедствие разрушая всё вокруг.
«…но что же мне делать, если я наверно знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело – тем более тут эгоизма. Люби самого себя – вот одно правило, которое я признаю.»Дальше эта идейность разрушит жизни Раскольникова, Верховенского, а пока есть только бешеная любовь и безграничное прощение, одно-единственно дающее надежду хоть как-то ещё вернуть своё счастье.
880