Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    mary_annk16 января 2017 г.

    Честно говоря, прочитав это произведение впервые, я его не поняла.
    На знакомство в романом Сэлинджера меня толкнул замечательный фильм «Глава 27» с Джаредом Лето в главной роли. В фильме рассказывается об убийстве Леннона его фанатом. Когда убийцу задержала полиция, в руках у него был томик «Над пропастью во ржи» с надписью «Холдену Колфилду от Холдена Колфилда».
    Заинтересовавшись тем, что же такого особенного было в книге, способной толкнуть человека на убийство (а ведь скорее секрет крылся в загадочной 27 главе!) я принялась за чтение.
    И каково же было мое удивление, когда повествование ВНЕЗАПНО оборвалось на 26 главе! Было такое ощущение, что последние страницы либо были не оцифрованы (читала в электронном варианте), либо автор не закончил произведение. Главный герой – мальчик-подросток, на протяжении всей книги гулял по улицам Нью-Йорка: ни завязки, ни кульминации, ни завершенности, сплошные мысли.
    И вот, перечитав спустя какое-то время «Над пропастью…» во второй раз, я поняла, что все в книге на своих местах, ошибки нет, история закончена. Суть данной книги в том, что главный герой, мальчик-подросток, наблюдает за миром взрослых со стороны и испытывает к нему огромное отвращение: слишком много грязи, алчности и жестокости. Он отчаянно не хочет взрослеть, не хочет прикасаться к этой грязи, и хочет оградить от нее других, особенно свою младшую сестренку. Холден сравнивает нашу жизнь с пропастью, рядом с которой играют дети с их чистыми душами. Дети взрослеют и могут сорваться вниз, упасть, он же – ловец (The catcher in the rye), он хочет спасти их, оградить от этого мира:


    Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.


    Многие видят в этой книге проявление подросткового максимализма: мальчик все преувеличивает, у него переходный возраст и т. п. Вроде бы все мы были такими и ничего нового в этой книге нет. Но в том-то и дело, что начинаем видеть «пропасть» вокруг себя мы именно в переходный возраст, когда беззаботное детство заканчивается, мы вдруг снимаем розовые очки… и ужасаемся тому, что они заслоняли. Мы пытаемся все изменить, сделать мир лучше, но со временем понимаем, что все наши старания тщетны, потому смиряемся, привыкаем и со временем вовсе перестаем замечать эту пропасть. А меж тем она все растет и растет, и мы все ближе и ближе к краю…
    И я не согласна, что эта книга – для подростков. Она и для взрослых тоже. Она для того, чтобы оглянуться вокруг и увидеть эту пропасть.
    Не убивайте в себе ребенка.

    4
    23