Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Спящий пробуждается

Герберт Уэллс

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2017 г.

    За эту книгу взялась только потому, что в процессе перевода монографии по истории фантастики наткнулась на странный тезис автора, будто это одна из первых утопий. В общем, к чтению меня подтолкнуло исключительно желание опровергнуть эту ересь аргументированно.
    Несмотря на увлечение фантастикой, Уэллс каким-то образом прошел мимо меня. И, к сожаление, первое знакомство прошло не самым удачным образом. Было очень, очень скучно. Микродозами читала с июля до января.
    Если коротко о том, почему не-не-не:
    а) затянутые, громоздкие и подчас тяжело визуализируемые описания,
    б) плоские герои-функции,
    в) двугорбая композиция, в которой первая - ложная - кульминация случается СТРЕМИТЕЛЬНО, а вторая, которая настоящая, - ЕЩЕ СТРЕМИТЕЛЬНЕЕ,
    г) ощущение жуткого ВТФ от финала, в котором, кажется, автор уже сам не знал, что делать с Грэхемом и всей ситуацией, превратившейся в гордиев узел, потому - так, как есть.
    На самом деле, странно это признавать, но самой приятной оказалась вступительная часть, где викторианский художник наталкивается на Грэхема-страдальца. Там неспешный тон повествования органично подходит происходящему. А дальше, уже в хронотопе будущего, как раз мог бы получиться интересный диссонанс между такой нарративной манерой и стремительным ходом событий - но почему-то получилась какая-то тоскливая тоска. Политические терки предсказуемы и примитивны, страдания народных масс схематичны и поданы так скупо, что как-то даже не убеждают посочувствовать. В целом особенность этой книги как раз и заключается в том, что автор бесконечно рассказывает о том, как все устроено, а показывает в действии крайне мало.
    Расовые предрассудки, которые автор оставляет будущему, с точки зрения настоящего смотрятся дичью - пожалуй, даже со скидкой на время написания романа.
    Единственный момент, который вызвал во мне как в читателе положительный резонанс, - это рассуждение повествователя о том, что, мол, викторианский Грэхем резко осудил эротику в спектакле, ханжески предпочитая забыть о том, что в современных ему постановках тот же момент нес тот же эротический подтекст, просто в более завуалированной форме.
    Словом, несмотря на то, что смелость фантазий Уэллса достойна восхищения, как собственно литературное произведение роман, на мой скромный вкус, немножко убог.

    5
    299