Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тридцатилетняя женщина

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним14 января 2017 г.

    Последний раз Бальзака я читала еще в средней школе. Не по школьной программе, конечно, а по тому счастливому обстоятельству, что бабушка, как и миллионы других советских граждан когда-то скупала и приносила домой все книги, которые можно было взять, - чтобы в доме были книги. В доме, в итоге, оказались "Отец Горио" и "Шагреневая кожа", последней я, оказвшаяся у бабули в очередной раз на летних каникулах, особенно упивалась, не уставая перечитывать места, описывающие плачевные изменения, происходящие с маленьким клочком шагрени. Словом, Бальзак впечатлил.

    Это длинное предисловие к тому, что от встречи, состоявшейся пятнадцать лет спустя, я испытала легкое недоумение. Мне хотелось каественной французский литературы и я вспомнила старину Бальзака, а заодно решила прочесть тот самый роман, который, по слухам и породил затертое шаблонами выражение "дама бальзаковского возраста", что означает, вопреки все тому же шаблону - даму едва за тридцать. Собственно, я и ожидала что книга будет вращаться вокруг перипетий судьбы этой самой тридцатилетней женщины, а потому, когда автор делал очередной скачок в десяток лет, просто тихо изумлялась. Мне казалось, что такие важные события, как замужество, смерть возлюбленного, обретение нового любовника, гибель ребенка и прочее заслуживают гораздо большего внимания. Да тут дюжину романов можно написать, думала я, а Бальзак тем временем переходил к следующему фрагменту. Отчего у меня книга вызвала ощущение некой разрозненности. Уже потом узнала, что этот роман он писал практически всю свою творческую жизнь, то оставляя, то вновь к нему возвращаясь. И по канве текста это заметно. Впечатление такое, что не только героиня описана в разные периоды её жизни, но и описания эти составлены разными людьми, эдакое коллективное творчество. Видимо, эволюция автора отражается в произведении.

    А теперь о героине. Жюли предстаёт как в семейном альбоме, где фотографии запечатлевают вехи жизни. Вот еще молодая девушка, приходит вместе с отцом посмотреть на построение войск Наполеона в котром участвует и ееё возлюбленный. Она влюблена в бравого красавца, которого отец Жюли, впрочем, считает неотесанным содафоном, о чем и предупреждает дочь. 

    Вот проходит пара лет. Жюли - молодая, уже замужняя женщина, которая невыразимо томится своим браком. В это части я отдала должное французской деликатности, на добром десятке страниц Бальзак ходил вокруг да около, намеками и полутонами давая понять, что у Жюли с мужем проблемы не столько мировоззренческого, сколько физиологического плана, отчего супружеский долг для бедняжки стал каторгой.

    Вот еще несколько лет. Жюли уже молодая мать, страдающая от того, что узнала об измене мужа. Это, кстати, единственный момент в книге, когда её судьба вызывает сочувствие. Главным образом потому, как описаны страдания материнского сердца, сжимающегося в тревоге за дочь. Насколько я поняла, нравы французской аристократии в ту пору были таковы, что смена власти не так сильно влияла на судьбу семьи, как увлечения мужа. И в самом деле, господин д`Эглемон, судя по сюжету, нашёл место в обществе как при Наполеоне, так и при Бурбонах, а вот благосклонность к любовнице могла зайти так далеко, что место у теплого очага имели шанс потерять жена и дочь.

    И вот еще несколько лет. Как все меняется. Из робкой, полумертвой овечки Жюли превратилась в хитрую любовницу, которая не просто дурачит мужа, но и, судя по всему, умудряется родить от любовника ребнка. А её отношение к дочери меняется кардинально: насколько она раньше обожала Елену, настолько же теперь становится к ней холодна.

    Дальше мы встречаемся с семьёй д`Эглемон еще несколько раз, и что удивительно, жертва и палач меняются местами. Чем больше, тем неприятнее становилась Жюли, и тем лучше на фоне коварной женщины, одержимой сердечными страстями, выглядел её муж - господин д`Эглемон. У него даже появилось некое благородство, коего совсем не было у этой тонко чувствующей мадам, описаниям сложной душевной организации которой посвящены целые страницы. Любопытно вот еще что.  Все эти описания в основном были сделаны в первых двух частях, тогда между Жюли и окружающим её миром шел своеобразный диалог: мы понимали, какую реакцию в её душе вызывают происходящие с ней события и почему реакция такова. Но вот что странно - когда начались в жизни героини ситуации гораздо серёзнее, Бальзак свёл эту рефлексию к минимуму, заняв позицию стороннего наблюдателя, который присутствует на сцене как мебель, возможно лакей. Делает ли это автор намеренно, или же просто со временем меняется его повествовательная манера, но определённо героиня от этого становится холодной и бесчувственной. Даже плачевный конец её жизни, проходящий  в заботах о другой - по настоящему любимой - дочери (которая ей, впрочем, взаимностью не слишком отвечает) не вызывает никакого сочувствия. Максимум - мысли о том, что все поступки, хорошие и плохие,  рано или поздно отзываются в жизни тех, кто их совершил. Но не проходит общее ощущение, что жизнь у Жюли какая-то бестолковая, ни урока из неё не извлечь, ни особого назидания. Понятно, что так проживает её подавляющее большинство людей, но классики французской прозы все же любили подчеркнуть нечто особое, драматическое. История же Жюли - безыскусна и даже пошла.

    9
    177