Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним12 января 2017 г.Et in Arcadia ego
Хорошо бы всюду, где был счастлив, зарывать в землю что-нибудь ценное, а потом в старости, когда станешь безобразным и жалким, возвращаться, откапывать и вспоминатьЗнакомство с этим произведением началось для меня с киноэкранизации когда-то давно, несколько лет назад. И уже тогда я была влюблена в старый сериал 81-ого года выпуска. За умение режиссеров передать ту атмосферу, тот аристократизм, ту легкую грусть от утраты былого.
И вот сейчас, повзрослев, преодолев юношеские иллюзии, я почему-то вспомнила о существовании книги, точнее — давно хотелось прочитать, но все подыскивала нужный момент. И вот — наконец-то!
Книга поразительна, чудесна по своему настроению: юношеская радость и тоска по прошедшему; взгляд с высоты возраста. Это — история человеческой жизни, история взросления. И книга попала мне в руки в самый подходящий момент, ведь мой Брайдсхед рухнул совсем недавно.
Лучшее время жизни — период молодости, когда еще не познал жизненных огорчений и разочарований. Начало жизни, которая предвещает постепенный спад, не осуществление романтический грез и мечтаний. И остаются — вечные воспоминания о том, как когда-то было хорошо. И ты возвращаешься к прошлому, посещаешь дорогие места в надежде — поймать его; но оно все ускользает. И остается, пожалуй, только наблюдать за тем, как изменяются дорогие сердцу предметы, как то, что ты когда-то горячо любил безвозвратно уходит - и только горькое ностальгическое послевкусие. Но мы — никто без своей памяти, «ибо ничто в сущности, не принадлежит нам, кроме прошлого».
В начале чтения чувствуешь вдохновение, но как только ощущаешь насколько обыденна и тускла стала жизнь героев к концу книги — все же как-то теряешься. Ты проходишь с ними своеобразную эволюцию, и невольно даже взрослеешь или же лучше понимаешь опыт собственного взросления.
Самые вдохновляющие страницы — это начало книги. И ты проходишь весь этот путь вместе с героями: вы вместе веселитесь, пьете, радуйтесь жизни, выезжаете на природу и там под тенью деревьев рассуждаете обо всем на свете. И ты как будто можешь почувствовать то лето в Брайдсхеде, которое стало таким важным для жизни наших героев. И именно поэтому ты чувствуешь и ту горечь от утраты всего этого, соотносишь со своим личным опытом пытаешься определить, а что же было твоей Аркадией.
Что еще могу сказать? Эта книга для меня — книга о самой красивой романтической привязанности, мне нравится легкий гомоэротический оттенок, совершенно не опошленный. Но привязанность между Чарльзом и Себастьяном — нечто большее, чем простая дружба, как мне кажется. И даже любовь Чарльза к Джулии во многом определена образом Себастьяна, он видит в ней — его, лучшие годы своей жизни, потому и любит. Себастьян — как предтеча. Поражает сцена объяснения между Чарльзом и Джулией во время шторма.
«Возвращение в Брайдсхед» - это прежде всего трагедия одной семьи, о не оправдавшихся надеждах и разбитых жизнях. О влиянии религиозного воспитания. О стыде за себя. Все члены семьи Флайтов так или иначе компенсирует в зрелом возрасте свое отношение к религии. Это происходит после смерти матери. Джулия — верит в кару за грехи и раскаивается, в ней чувствуется религиозный стержень, она все-таки неспособна преодолеть то, что кажется впитала с молоком матери. Ей стыдно за свой первый брак. И за свою жизнь — в целом. Себастьян же тоже обращается к религии, что совсем неожиданно; постоянно избегавший заботы, желавший одного — свободы, начинает заботиться о человеке еще более пропащем, чем он сам. Этим он как будто возвращает невидимый долг своей семье, компенсирует им отвергнутую заботу. Мне становится грустно, когда я думаю о влиянии католичества на семью Флайтов(это взгляд современного атеиста) — ведь и Корделия и ее брат, и Джулия, и Себастьян — все так или иначе принесли в жертву свои жизни.
Особое внимание хотелось бы уделить Себастьяну Флайту, он — своего рода мое alter ego. Чудесный образ, показанный так ослепительно в самом начале, он так поразительно изменился к концу. Такой сияющий, наивный, обаятельный, влюбленный в свое детство... Последнее и принесло ему так много разочарований. Себастьян — любивший отца, но ненавидевший мать все время. Юноша с душой ребенка, страдающий из-за раскола семьи. Чувствующий легкую неприязнь к членам своей семьи и дому, Себастьян был искренне привязан к своей няне, плюшевому мишке Алоизиусу, другу Чарльзу. Себастьян contra mundi — против своей матери, пытающейся всецело контролировать его жизнь. Она ,кажется, не могла до конца понять, что сына губит прежде всего ненависть к ней - и лишь больше давила на него. Себастьян же будучи ребенком не смог бороться с лучшими уходящими годами жизни, с контролем со стороны матери; падение его было ужасным - сorruptio optimi pessima.
Интересны и взаимоотношения отца и матери Себастьяна, хотя о них и сказано мало. Себастьян — как бы предстает перед нами копией своего отца. Однако интересен тот факт, что романтическая влюбленность отца Себастьяна в его мать — кончилась разрывом. Она была виновна только потому «что была любима мужчиной, который еще не стал взрослым». Отец Себастьяна тоже долго не мог повзрослеть и ненавидел «все иллюзии своего отрочества – невинность, бога, спасение души». По иному же это было показано в образе Себастьяна, он испытывал подобное в отношениях с Чарльзом, однако, о ненависти к другу и речь никогда не было, все воплотилось совсем по-другому.
Пожалуй, это все что могу сказать про эту чудесную книгу.
«Возвращение в Брайдсхед» - помогает по новому взглянуть на собственную жизнь, и ты действительно становишься взрослее, начинаешь понимать то чувство грусти от того, что никогда нельзя будет вернуть прошлое.587