Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пассажир

Жан-Кристоф Гранже

  • Аватар пользователя
    Аноним11 января 2017 г.

    Две моих встречи с классиком французского триллера Жаном-Кристофом Гранже были не самыми удачными. Избыточная кровавость при не самом закрученном сюжете выглядит всего лишь рекламной приманкой. И все же с упорством, достойным лучшего применения, еще и еще раз я наступаю на те же самые грабли.

    Нет, на первый взгляд это вещь совсем иного плана. Вкратце – на вокзале в Париже обнаружен мужчина без признаков памяти. Психиатр Матиас Фрер распутывает загадку странного пациента. Попутно на том же вокзале найдено изувеченное тело бомжа. Эту проблему решает следователь полиции Анаис Шатле. Какое-то время повествование ведется логично, последовательно и увлекательно. Но не ради расследования убийства затевался этот роман. С помощью весьма притянутого за уши эпизода автор ставит все расследование с ног на голову и вот уже никого не волнует бродяга без памяти и несчастный наркоман. Нашим главным героем, тем самым «пассажиром без багажа» становится … как раз психиатр. И вот вслед за ним мы кочуем по Франции, перебираем его личности, то спускаясь в марсельскую клоаку бездомных, то находя его в психиатрической больнице Ниццы, то в роли модного художника-фальшивомонетчика с Монмартра… А за нами голодным волком рыщет по стране Анаис Шатле, теряя по дороге остатки разума, свирепея и сатанея, стреляя в своих, одержимая одной мыслью – догнать и растерзать убийцу. Если говорить совсем примитивно – это история о том, как одна психопатка преследует другого психопата. Я не любитель ковыряться в больной психике несчастных, отдирать засохшую корочку и смотреть, что появится – зажившая кожица или скопившийся гной. Не удивительно, что интерес к происходящему я потеряла где-то после Марселя. Жалко стало бросать недочитанную книгу, поэтому я честно читала дальше. Опять-таки, Марсель, Ницца, Париж – не пустые названия, я там бывала, так что картинки перед глазами рисовались правдоподобные. Но не ради живописных описаний марсельских трущоб я ее брала. И читать мне ее было откровенно скучно. Кроме того я не верю в происходящее. Слишком легко и непринужденно бывший художник-психиатр расправляется с обученными профессионалами, слишком легко и просто восстанавливает свою физическую форму после кровавых расправ. Ну, я уже не обращаю внимание на фирменное авторское сладострастное описание распотрошенных и оскопленных трупов, на разбитые носы с торчащими сквозь кожу осколками костей, на осколки стекла, пронизывающие глазницы. Как писал Лев Толстой о своем современнике «он пугает, а мне не страшно». Не страшно, да. Но противно. Развязка надуманная, как чертик из коробочки в самом конце выскочил настоящий преступник, а линия папы-садиста тихо испарилась (интересно, относится ли к плагиату почти дословное совпадение сюжетных линий у Стига Ларрссена и Гранже? Папа - урод и садист при поддержке силовых госструктур, дочка с тараканами в голове преследует папу... И всюду кровушки немеряно)

    В общем, книга на любителя, я к ним не отношусь, и с Гранже завязываю…

    28
    199