Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
middle_r11 января 2017 г.
Искусство - это манифестация чувств,
а чувство говорит общепринятым языком.
Я всегда буду интересоваться личностью великих людей, да и не только великих. Мое любопытство всегда будет заставлять меня задавать вопрос: почему? Почему ты выбрал эту профессию, почему ты предпочитаешь чаю кофе, почему ты поступаешь так, а не иначе, почему ты купил этот хлеб, а не тот, почему ты так думаешь об этом фильме или книге, почему?.. Многие скажут, что половина из этих вопросов глупейшие, но, поверьте, даже на самый простейший можно услышать очень даже впечатляющий ответ и открыть в давнем знакомом совершенно новые черты. И я люблю, когда человек вместо пространного «не знаю, так получилось» рассказывает занимательную историю, что хоть роман пиши.А еще я люблю предполагать, почему случилось так, а не иначе. Меня мучает вопрос, на который я не получу ответа: почему Чарльз Стрикленд бросил семью и уехал, когда он действительно мог обсудить все со своей женой, которая всеми силами постаралась бы ему помочь. Хотя, когда я вспоминаю его жену, я начинаю понимать мотивы его поступка. Она отвратительная женщина. На языке вертится вопрос: почему он не ушел от нее раньше? Мало того, что она бездоказательно обвинила его в измене, так и еще на разборки послала совершенно левого человека. По-моему, так дела не делаются. Зачем впутывать в свои семейные ссоры постороннего, заставлять копаться его в своем грязном белье. Это твой муж, хочешь его вернуть – поезжай сама и разговаривай с ним сама. Просить кого-то восстановить свою же семью – верх глупости. У этого человека нет твоей заинтересованности. К тому же, если ты не попыталась все сделать сама, значит не так-то оно тебе и надо было.
Стрикленд. Человеческая душа потемки, а душа художника – тем более. Что ищет художник? Почему он отказывается от всех благ цивилизации? На мой взгляд Стрикленд искал что-то вроде искренности. Ему надоела вся эта мишура с чаепитиями и балами, вот он и бросился во все тяжкие. Променял грош, разодедый в атлас, на луну, большую, твердую и верную. И он был счастлив. А раз он был счастлив, зачем еще что-то говорить? И меня немного раздражал какой-то «научный» интерес рассказчика к Стрикленду. Создавалось впечатление, что он смотрит на художника свысока. Казалось, что Чарльз – это лягушка, а рассказчик – ученый, склонившийся над ним со скальпелем и мыслью в голове: «Последнее земноводное на сегодня. Быстренько препарирую, и домой».
А еще мне любопытно, почему многие великие люди избавляются от своих последних творений. Чарльз Стрикленд, Никола Тесла, ходят легенды об Альберте Эйнштейне… Почему они уверены, что их открытие принесет человечеству вред, что человечество «не готово к нему»? Почему?..
1574