Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Все о муми-троллях

Туве Янссон

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2017 г.
    — А вы не побоитесь выслушать одну страшную историю? — спросил Снусмумрик, зажигая лампу.
    — Насколько страшную? — оживился Хемуль.
    — Примерно как отсюда до входа или чуточку подальше, — пояснил Снусмумрик. — Если это тебе о чем-то говорит.
    — Нет, наоборот, ни о чем, — ответил Хемуль. ("Шляпа волшебника")

    Первое появление муми-троллей в моей жизни похоже на новогоднюю сказку. Когда-то рядом с углом Литейного и Некрасова были витрины (не знаю, какого магазина, возможно, игрушечного), в которых сидели движущиеся куклы муми-троллей. Две или три витрины, в каждой какая-то своя сцена. Тогда такое было еще в диковинку, и меня маленькую было не отлепить от этих витрин (мы около них часто ждали троллейбуса, возвращаясь от знакомых). Я до сих пор помню картинку: сыпет снег, я стою у окна, а за стеклом у муми-троллей какая-то своя тёплая и светлая жизнь...
    В детстве я прочла несколько книжек про мумиков, но разрозненно, и так и не добралась до трех последних (и слава богу!) Поэтому полностью и в хронологическом порядке я ознакомилась с ними впервые. И мне открылся отдельный большой мир, со своими расами, течением времени, законами и порядками. В нём случается всякое - хорошее и плохое, и совершенно логично, что веселые летние приключения сбалансированы меланхоличными осенними и зимними историями, - это как смена времён года. Но, пожалуй, эта меланхолия и впрямь не для детей - потому что понять закономерность ее наступления после радостных событий можно, только став взрослым.
    Впрочем, первые шесть книжек тоже не сказать, чтобы были рафинированно детскими. Там то и дело натыкаешься на алкоголь, смерть, конец света и прочее, от чего в стандартно детских сюжетах стараются уберегать.
    Сами посудите:
    "Маленькие тролли и большое наводнение" - Муми-мама, Муми-тролль и Снифф спасаются от наводнения и большого змея и разыскивают папу, который свалил в туман (кстати, пока я не знала о нём этого факта, он был мне симпатичнее)
    "Комета прилетает" - герои спасаются от конца света в пещере, накрывшись одеялом и ванной, и что самое интересное, конец света действительно происходит, не появляется супергерой, спасающий мир. Просто это маленький конец света, пробный.
    "— Нет у нас времени на танцы, когда гибнет Земля, — сказал Снорк.
    — Ну немножечко! — умоляла фрёкен Снорк. — Ведь Земля погибнет только через два дня!"

    "Шляпа волшебника" - вроде сказка-сказкой, но здесь есть суд, убивают гигантскую рыбу и в конце муми-папа бодяжит какой-то явно запрещенный напиток). Первое появление Морры.
    "Мемуары Муми-папы" - как вам дронт Эдвард, который регулярно на кого-то садится и оплачивает его похороны? Милейшая история. А еще тут есть милейший товарищ Юксаре, полный историй в духе "у меня так брат умер".
    " У меня был родственник, который учил тригонометрию до тех пор, пока у него не обвисли усы, а когда все выучил, явилась какая-то морра и съела его. Да, и после он лежал в морровом брюхе, такой умненький!"
    "Опасное лето" - опять извержение вулкана, наводнение, сироты, которые бродят по парку (кстати, сироты появились еще в предыдущей части. откуда они вообще берутся в этом мире?)
    "Волшебная зима" - Ледяная Дева идет по просторам, замораживая всё на своём пути. Весьма жуткая сказка. И то, что бельчонок, возможно, выжил, делает ее лишь чуть-чуть веселее.
    "Дитя-невидимка" - тут есть рассказ с очень прозрачной метафорой - про тетю матери Снусмумрика, которая проглотила кость, врачи сказали, что ей недолго осталось и она начала понимать, чего не успела в своей жизни. И опять девочка-сирота, которую настолько загнобили, что она стала невидимой.
    "Папа и море" - это вообще не книга, а фильм ужасов. Абсолютно лавкрафтовский Рыбак, скелеты птиц, Морра является во всей красе и общее ощущение депрессии.
    "– Но ведь муравьи – как москиты, – сказала Малышка Мю. – От них надо избавляться! Кроме того, ты прекрасно знал, что я собираюсь с ними сделать. Ты просто надеялся, что я не скажу тебе об этом. Ты хорошо умеешь обманывать себя!"
    "В конце ноября" - здесь вообще сборище брошенных всеми товарищей - Тофт, ничейный ребенок, Онкельскрут, ничейный дедушка и прочие абсолютно неприкаянные существа.

    Так, стоп, я не хочу, чтобы после моей рецензии эту книгу не давали детям. Самое интересное то, что, если не считать последних книг, странные и даже жуткие местами сюжеты поданы так непринужденно, что в детстве этого вообще не замечаешь.
    Секрет этих историй в их хронотопе - я считаю, что у Муми-далена есть свой собственный хронотоп, где год за годом проходит одинаково, дети не вырастают, взрослые не стареют, все стараются жить в свое удовольствие и не мешать другим. Им не нужны деньги и ценности, здесь привечают всех, кто привечает их, и отпускают, если гостю пора идти.
    "– Интересно, что вы намерены предпринять с золотом Снорка? – спросил Снусмумрик.
    – Обложим цветочные клумбы, пусть служит украшением, – сказала Муми-мама. – Разумеется, только куски покрупнее, мелочь-то совсем не имеет вида."

    Хотя у всех событий есть предыстория, некое прошлое, где существовали родители и не существовали еще их дети, тем не менее, неясно, когда это было и что с тех пор изменилось. Годы в Муми-далене идут, но счета им нет. Мне кажется, это чудесная метафора ясного и счастливого детства, когда вся семья в сборе.
    "Пока Волшебник ел, все набрались духу и подошли поближе. Кто ест оладьи с вареньем, тот не может быть таким уж страшно опасным. С таким можно говорить."
    Для меня в детстве эти книги были источниками бесконечных фантазий - я очень любила всякие необычные пространства, и ситуации, когда весь Муми-дом зарастал гигантскими растениями или оказывался под водой, будоражили мое воображение. А существа вроде Морры, замораживающей всё живое вокруг себя, или загадочных хатиффнатов, которые не могут ничего, кроме как зачем-то перемещаться в пространстве, добавляли немножко ужаса, но это такая веселая жуть, когда и страшно, и смешно.
    "— Хатифнатты, — взволнованно прошептал я. — Те, что только и знают плыть да плыть и никогда никуда не приплывают…
    — Они заряжаются во время грозы, — объяснял Фредриксон. — И тогда жгут, как крапива. И еще они ведут порочный образ жизни.
    — Порочный образ жизни? — очень заинтересовался я. — Что это значит?
    — Точно не знаю. Наверно, топчут чужие огороды и пьют пиво."

    Еще интересно, что виды существ в книге могут быть как именами собственными, так и нарицательными (хемуль, хомса, миса, муми-тролль, снорк, снусмумрик, филифьонка) - мне кажется, это тоже очень детское восприятие мира, когда свойства одного человека распространяешь на многих и думаешь - "нет, ну этот типичный николайиваныч" или - "ну ясно, все федечки такие".

    Сейчас, после нескольких лет работы с детьми, я лучше понимаю образы главных героев. Например, я точно знаю несколько Сниффов - маленьких эгоистов, которые всё приписывают себе, но, впрочем, от чистого сердца. Муми-тролль - похож на Тома Сойера, любит приключения и выделываться перед девочками. Фрёкен Снорк - типичная девочка-девочка, но ей в противовес есть малышка Мю, совершенно безбашенная оторва. Снорк - задирает нос и умничает. Снусмумрик - скорее списан со старшего подростка, он слишком самостоятельный и, если он берет кого-то с собой, это такая же честь, как для ребенка попасть в компанию старшего брата.
    "- А я чувствую голод! - заявил Снифф. - Почему мы так долго ничего не едим?

    • Потому что еда у нас кончилась, - ответил Снусмумрик, - пей сок и думай о чем-нибудь приятном"

      В книгах, начиная с "Волшебной зимы", этот хронотоп потихоньку рассыпается - пропадают многие из привычных героев, жизнь Муми-тролля меняется, он учится действовать самостоятельно, взаимодействовать с внешним миром, принимать решения, потом в последующих книгах меняется и место действия, отношения между родителями и героем. В текстах "Папа и море" (муми-тролли вне своего дома) и "В конце ноября" (опустевший дом муми-троллей) преобладает ощущение дискомфорта. Это история взросления, столкновения с реальной жизнью, когда всё почему-то становится не таким, каким было в детстве, и при всём желании не вернуть того беззаботного ощущения, которое было раньше.


    При этом здесь нет безысходности - муми-тролли решили свои проблемы, пережили свои кризисы и возвращаются домой другими. Но вряд ли после следующей зимы всё пойдет так же, как шло годами до этого.

    29
    315