Рецензия на книгу
Полубрат
Ларс Сааби Кристенсен
Аноним10 января 2017 г.По объему (640 стр.) этот роман вполне потянет на сагу, по сути же - с некоторыми оговорками. Обычно саги охватывают жизнь нескольких поколений одной семьи в линейном таймлайне: деды -> отцы -> дети (в более развернутом варианте еще добавляются прадеды и внуки с разной степенью приставок пра-). В "Полубрате" тоже описываются несколько поколений (четыре), но большей частью в таймлайне внуков с периодическими флэшбэками в молодые годы более старших членов семьи.
"Полубрат" - очень удачный, на мой взгляд перевод названия, которое в оригинале звучит как "Halvbroren", а на английском - "Half brother". Формально это, конечно, "единоутробный брат", но по ходу повествования несколько раз обыгрывается вот это "полу-" в сочетании с другими понятиями, поэтому тут все точно и к месту.
Главный герой, Барнум Нильсен, родился в датско-норвежской семье, где основной костяк составляют три поколения женщин: прабабушка, бабушка и мама. Отец у него есть, но какой-то малореальный - ему не дает усидеть на месте то ли его цирковое прошлое, то ли врожденное "шило", из-за чего он регулярно исчезает, потом появляется, и никто не знает, чем он занимается во время своего отсутствия. Еще один член семьи, который тоже регулярно куда-то исчезает (сначала на день-два, а потом и вовсе на 28 лет) - Фред, старший единоутробный брат Барнума. Про его отца ничего не известно, кроме того, что у него нет одного пальца на руке. Дело в том, что 8 мая 1945 года их мать изнасиловал на чердаке какой-то незнакомец. Если бы не внезапная, затянувшаяся на 9 месяцев немота девушки и не пьяный доктор, который просмотрел признаки изнасилования, Фред бы мог и не родиться. Проблема в том, что он об этом знает. Еще одна проблема - у него дислексия, серьезно осложнившая его школьную жизнь. Все это делает его далеко не самым привлекательным в общении человеком, в любом возрасте. С младшим (на 5 лет) братом у него складываются своеобразные отношения, порою похожие на версию "я тебя породил, я тебя и...", только в их случае получается "я тебе брат, от меня тебе и достанется". Барнум и побаивается брата, и ревнует, и любит - последнего все-таки больше, несмотря ни на что.
Вообще, в этом романе описано несколько разных семей, каждая из которых "несчастлива по своему". Автор очень хорошо описал то, как дети проявляют большую снисходительность и понимание к недостаткам чужих родителей, что, в общем-то, вполне понятно, но в этом романе прорисовано особенно выпукло.
Еще одна сюжетная линия связана с тем, как главный герой становится киносценаристом, причем таким, которого больше тянет на "авторское кино", а от него ждут коммерческого продукта. Кристенсен неплохо прошелся по коммерческим "норстернам" (скандинавский аналог вестернов и истернов), на примере того, какие изменения претерпел сценарий Барнума про викингов.
А еще меня зацепила тема прощание с местами детства и юности, когда что-то разрушается сам, что-то сносят, что-то перестраивают - место исчезает, а с ним и часть твоего личного прошлого (те, кто бывает в родных местах раз в два-три года, а то и реже, меня поймут).
4222