Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
Kengerli10 января 2017 г.Вот уж поистине в человеке уживаются два существа
"Красное и черное" - культовый роман Мари-Анри Бейля (литературный псевдоним Стендаль), выпущенный в 1830 году, получил высокую оценку со стороны гигантов мировой литературы - Пушкина и Бальзака, несмотря на то, что обрел свою популярность не сразу среди широкой публики. Стоит отметить, что он был запрещен в 1864 со стороны Ватикана, и 1850 году в царской Российской Империи. Причина вышеперечисленных запретов будет непременно указана при самом обзоре данного произведения. Весь роман от начала страниц до самого конца пропитан жанром психологического реализма, что положило начало развитию данного направления в мировой литературе.
Согласно неофициальным источникам истолкования наименования романа "Красное и черное", "Красное" - означает непреодолимое стремление главного героя романа Жюльена Сореля продвинуться в карьере военного, как и его идол Наполеон Бонапарт; "Черное" - символизирует амбиции нашего главного героя продвинуться до чина епископа в сфере духовенства. Данную версию не стоит категорически откидывать, однако значение названия следует рассматривать значительно глубже, полагаю, что читатели, глубоко осмыслившие данное произведение, согласятся с моей версией. "Красное" - не что иное, как все доброе, что есть в душе Жюльена Сореля, его любовь, радость, готовность к самопожертвованию ради любви, сострадание, которое у него проявлялось в промежутках времени. "Черное - это прежде всего, тщеславие, амбиции, чувство ненависти почти ко всему окружению, высокомерие, надменность, гордость и все темное, что время от времени сменяло "Красное". Противостояние Добра и Зла в душе героя романа придает произведению неповторимую изысканность.
Главным героем романа является плебей XIX века, сын обычного плотника провинциального городка Франции Жюльен Сорель. Однако этот юноша оказывается далеко незаурядной личностью, которому всего за каких-то 4 года удается достигнуть пика общественного положения, что является невиданным для любого друго юноши 23 лет, тем более не из знатного происхождения. Несмотря на все блестящие достоинства Жюльена Сореля, его губит его же "Альтер-эго" ("Черное", темная сторона души Сореля), что заканчивается трагедией, как для него самого, так и для людей которые его любят.
Сюжет захватывает читателя с первых страниц романа. Все чувства и переживания главных героев романа - Ж.Сореля, г-жи де Реналь, Матильды настолько тонко переданы Стендалем, что читатель начинает сопереживать героям, погружаясь вместе с ними в их переживания. Чувства гнева сменяются радостью, ненависть переходит в любовь, за напряженностью приходят эмоции душевного спокойствия. Этот душевный контраст в романе, контраст Красного и Черного придает ему эстетическую значимость.
Роман является "маленькой энциклопедией" наглядно изображающей общественную жизнь во Франции периода Реставрации накануне новой "июльской революции", о которой тогда не знали, но вполне ожидали. Все лицемерие, жажда наживы, высокомерие по отношению к людям из низшего сословия, с явным сарказмом описывается на страницах романа.
"Я приказал замолчать этой голытьбе." - г-н Вально
Не обошлось и без обличения духовенства Франции XIX века. В период пребывания Жюльена в элитной Безансонской Семинарии автор "до нельзя лучше" выставил наружу все лицемерие, невежество и карьеризм священнослужителей. Для этого Стендаль не скупится своими саркастическими оригинальными сопоставлениями, например, сравнивая лицо аббата де Фрилера с лисьей мордой и многими другими высказываниями устами главного героя.
"Продавать верующим места в раю." - аббат Ша-Бернар. Неудивительно, что этот роман был запрещен, поскольку подрывал репутацию Ватикана и всей религии Христианства, разоблачал всю ложь, которая устоялась веками.
Читателю следует также обратить внимание на всю масштабность мест событий данного романа: Верьер, Вержи, Безансон, Париж, Страсбург, Лондон; упоминание больших исторических личностей: Наполеон Бонапарт, Король X, Король IX, Макиавелли, и многие др. Главному герою довелось вживую видеть Короля X и премьер-министра Франции. Великие личности и города Франции гармонично сочетаются с сюжетной линией романа.
Недостатки романа "Красное и Черное"- Отсутствие каких-либо описаний местности. Понятное дело, что это психологический реализм, а не романтизм, но тем не менее читателю может показаться, что описаний в романе недостаточно. Кроме описания г. Верьера на начальных страницах, а также вечеров в саду Вержи, где "легкий ветерок касался листьев липового дерева и слышался лай собак вдали", ничего и не приходит на ум.
- Непрерывно меняющиеся мысли и настроение главных героев. Порой в романе у главных героев пробегали столько мыслей, описанных автором, что у читателя может наступить "взрыв мозга", от их разрозненности и нелогичности.
- Огромное количество второстепенных персонажей с именами, которых читателю просто-напросто сложно всех запомнить.
Интересные- Матильда Висконтини - любовь Мари-Анри Бейля, жена польского генерала, которая рано умерла. Вполне возможно, что он хотел почтить ей память, назвав ее именем одну из главных героинь романа.
- Увлечение Жюльена Сореля подвигами Наполеона Бонапарта с самого детства - Стендаль также испитывал фанатизм к Великой Французкой Революции в ранние годы.
- Сцена в церкви, когда Жюльен находит новость в газете в криминальной хронике об убийстве - как нам всем известно из биографии писателя, статья в газете об одном убийстве послужило мотивом написания этого культового романа.
- Упоминание Вольтера - дедушка Стендаля привил ему любовь к произведениям этого писателя.
- Отвращение к священнослужителям церкви, что ярко показано в романе - когда Мари-Анри Бейль был маленький, его заставляли наизусть заучивать священные писания, что вызвало у него неприязнь на всю жизнь.
7186