Рецензия на книгу
Настоящие мемуары гейши
Минеко Ивасаки, Рэнд Браун
Аноним9 января 2017 г.Стоит кому-либо произнести слово «гейша» - и в голове тотчас же возникает образ утонченной восточной красавицы. С пышной прической, наряженная в изысканное кимоно, с подведенными глазами и яркой «точкой» рта, гейша - это символ целой страны, частичка мира плакучих ив и цветов, загадочная и непостижимая. Гейша - искусница, обладающая навыками игры на аутентичных музыкальных инструментах и ведения традиционной чайной церемонии, мастерски поддерживающая светскую беседу, всегда остроумная и приветливая.
Но это всё поэзия. А проза такова:
В 1997 году был опубликован ставший бестселлером роман Артура Голдена «Мемуары гейши», заработавший 10 млн долларов (самая продаваемая книга 2004 года в странах Европы и США).
Обиженная и разгневанная вольным переложением Голдена ее истории Минеко Ивасаки написала «Настоящие мемуары гейши» (2007) и подала в суд на автора - обвинив его в том, что тот якобы обещал не разглашать тайну ее жизни и еще обогатился на этом.
То, что написал Артур Голден - это красивая история любви, в которой главной целью героини было обрести личное счастье. Красиво, на должном уровне написанная история, которая принесла своему создателю неплохой барыш. Слово «гейша» здесь играет роль рекламного ингредиента, использование восточного колорита было необходимо для привлечения внимания покупателей в книжном магазине. Образ жизни гейш, их окружение и обычаи в данном случае - лишь привлекательная оболочка, в которую заключена эта, в общем-то, симпатичная романтическая история. Вот только о настоящей жизни гейш в ней не было сказано ничего. Рассказать подлинную историю гейши смогла та, кто сама была гейшей. Минеко Ивасаки рассказывает о своей карьере гейши максимально честно, подробно, не оставляя сомнений в том, что уж здесь-то описывается настоящая жизнь. Не случайно в англоговорящих странах книга вышла под названием «Geisha, a Life». Конечно же, в тексте есть недомолвки и чувствуется утаивание некоторых фактов. Но это всё оттого, что речь идёт от первого лица, а это означает неизбежное желание скрыть очень личное, интимное. Но о жизни гейш - пожалуйста, Ивасаки рассказывает всё. Или почти всё.Экзотический флёр рассеивается и читатель видит перед собой Минеко. Вначале это маленькая девочка, родители которой, обедневшие аристократы, отдают дочь в окия Ивасаки. Здесь-то и начинаются отличия двух мемуаров. У Голдена перечисление восточных традиций в его книге - это повод для читателя всплеснуть руками и в очередной раз ужаснуться образу жизни, так непохожему на их привычный уклад. В книге Ивасаки традиции - это лишь фон, на котором разворачивается история её жизни. Например, девочка меняет имя и тем самым фактически отказывается от своей семьи. Для западной публики - это несколько непривычный путь для начала творческой деятельности. Для госпожи Ивасаки это был наиболее оптимальный способ для начала карьеры. Карьера - потому что гейша является таким же профессионалом, как дипломированный работник сцены, квалифицированный дизайнер, или, допустим, высокоспециализированный представитель обслуживающего персонала. Зарабатывает она, разумеется, в разы больше любого из перечисленных специалистов. Но это лишь потому, что специфика её деятельности предполагает громадные затраты на подготовку. Ну и не стоит сбрасывать со счетов престижность профессии гейши. Заказать банкет с участием гейши так же престижно, как заказать столик в люксовом ресторане, прогулку на дорогой яхте, обслуживание в спа-салоне - всё, что необходимо не столько для удовлетворения витальных потребностей, сколько для подпитки тщеславия.
Элемент экзотики в профессии гейши, конечно, присутствует - так же, как и в деятельности киноактрис, танцовщиц балета, фигурного катания. И так же, как и у представительниц этих видов искусства и спорта, профессиональный век гейши короток. Кстати, о своём профессиональном становлении госпожа Ивасаки рассказывает максимально подробно - не в пример Голдену. Также, как и о весёлых и грустных моментах из своей профессиональной деятельности - тех, что в полной мере отражают специфику образа жизни гейш. Например, о том, как впервые попробовала саке - нечаянно получилось, Минеко была уверена, что ей поднесли чай - и, осознав этот факт, ужаснулась, потому как отец ей строго-настрого наказывал соблюдать требования закона, а закон ведь запрещает употреблять спиртное несовершеннолетним. Или о том, как ей вредили более старшие завистливые «коллеги» - эпизод, когда Минеко обнаружила множество швейных игл, воткнутых в подкладку кимоно, сразу же заставляет вспомнить подобные случаи, рассказанные бывшими «балетными».
И ещё много, много интересных подробностей - о том, как меняется одеяние и прическа гейши во время перехода на очередной профессиональный этап, о том, какие достоинства и недостатки есть в жизни востребованной «искусницы», и о том, как трудно брать на себя ответственность наследницы окия. Кажется, что госпожа Ивасаки не скрыла ничего. Она откровенно рассказывает о причинах, приведших её в окия, о своём характере, подчас мешавшем в работе, и о мотивах, сподвигнувших отказаться в конце концов от роли гейши. И во всем этом чувствуется не желание привлечь внимание своей откровенностью, а потребность правдиво рассказать об исконных традициях, национальном менталитете, о культуре гейш. А в конце истории, оглянувшись на прожитое, вздохнуть над тем, что времена настоящих гейш уже прошли.
P.S. Когда-то я уже говорила о моём отношении к творению Голдена. Не буду повторяться и выносить мои размышления в отдельную историю. Скажу лишь, что моё знакомство с цепочкой произведений Голдена/Маршалла/Ивасаки началось с фильма 2005 года. Красиво снято, думала я, но этот фильм не прошел бы тест Бекдел. А как-то эта история описана в книге? После чтения Голдена - ощущения, как от одноразовой, пусть и очень красивой истории. И только воспоминания Минеко Ивасаки подарили мне такие впечатления, после которых я могу с уверенностью сказать: вот это Настоящие мемуары гейши.
8287