Рецензия на книгу
Здесь живу только я
Александр Пелевин
Аноним5 января 2017 г.Этот ваш постмодернизм. Разумеется, книга на любителя. Разумеется, трэш. Разумеется, переплетение эпох и проникновение одной в другую. Но всё же продираться сквозь алкогольный и табачный дым романа было непросто. Порой Пелевин всё же, думается, перебарщивал с сюрреализмом, видениями, снами, рассказами в рассказах, неадекватном поведении героев, описаниями того, как они чувствуют свои психологические переживания и психические расстройства.
Переплетение же нескольких реальностей, в которых герои одновременно проживают свои жизни (а в каких-то существуют поодиночке) делает произведение совсем уж экзотическим и пугает высокой степенью вероятности потерять нить повествования.
К тому же летающий Ленин, музей пыли, немотивированные приступы страха главного героя, питающийся исключительно жёлтыми тюльпанами кот Мюнхгаузен, переходы из одного времени в другое через парадные ленинградских многоэтажек, целебная ильич-трава - со всем этим читателю также нужно как-то справляться, уразумевая, что же всё-таки имел ввиду автор.
Потом рассуждения неудачников-аутсайдеров о современной культуре и постмодернизме тоже каким то образом требуется переварить. Кстати, вот цитата, от неё сложно удержаться:
- Мой новый перфоманс, - начал рассказывать Никонов, - будет заключаться в следующем: я насру...
- Дальше можете не рассказывать. – перебил его Герман.
- Нет-нет, - подал голос Петр, - в современном искусстве важно, где насрать, куда насрать и что при этом говорить. Продолжайте. - Так вот, - смущенно продолжил Веня, - Я насру в галерее перед фотографией Бренера, выкрикивая при этом «Бренер, Бренер!» и читая свои стихи.
- Простите, я снова вас перебью, - заметил Герман. - Но по-моему, срать и читать вслух собственные произведения – в вашем случае понятия неотличимые. Впрочем, продолжайте, мне уже даже интересно.
- Да выслушайте уже меня! – Веня сорвался на крик. – Затем в дело вступают мои соратники – художники. Один из них положит на кучку моих испражнений свою картину, а затем тоже насрет на неё, выкрикивая при этом «Никонов! Никонов!» и читая свои стихи. Затем на эту кучку возложит свою картину следующий, и так далее. По мере роста этой конструкции следующие участники будут использовать табурет, а затем и стремянку. Называться перфоманс будет «На плечах гигантов».
- Гениально! Гениально! – зааплодировала Сонечка.
- Это стоило назвать «Преемственность и цитирование в современном искусстве» и подавать не как перфоманс, а как семинар, - подытожил Герман.
.
Здесь автор как бы подшучивает над современным ему искусством. А вот мне, его читателю, кажется, что в перфомансе Вениамина может будет всё же уместно использовать и роман "Здесь живу только я".Личное. Когда Пелевин дважды в своей книге пишет словосочетание "господь бог" с маленькой буквы, будто на дворе всё ещё Советский Союз и борьба с религией в тренде, это и режет глаз и демонстрирует авторскую позицию.
История с закапыванием Ленина, который трижды (!) воскресает, ничего не понимающими стражниками у его могилы и плачем Ильича на тему "Где вы, мои ученики" настолько прозрачна, что и не аллюзия вовсе, а какой-то пошловатый парафраз финальных глав Евангелия. Понятно, что тема Христа и Октябрьской революции в литературе не нова . Но ведь в поэме и смысл другой, а Пелевин, прошу прощения, не Блок.
В итоге книжка, начавшаяся психоделическим бредом, завершилась брошенным в сторону христианства камнем. Вроде как даже вполне логично.
Кто-то, возможно, не согласится. Но ведь я для того и написал: "Личное".Вывод. Не читайте "Здесь живу только я". Есть сотни других замечательных книг. Вот и "Новогодний флешмоб 2017" не даст соврать.
22292