Рецензия на книгу
Повесть о настоящем человеке
Борис Полевой
Аноним5 января 2017 г.Сразу хочется заметить, что это повесть о настоящем человеке, а не о подвиге. О человеке! Даже не так... о Человеке!
В основу книги легла история Героя Советского Союза летчика Алексея Маресьева. И если несколько десятилетий назад эта фамилия в сознании каждого человека сразу отождествлялась с Подвигом, Великой Отечественной войной, героизмом и патриотизмом, то сегодня, к сожалению, процент "узнавания" стремится в меньшую сторону. Именно поэтому эту книгу нужно читать снова и снова, еще и еще. Отмечу так же, что образ главного героя в ней максимально живой, не художественный, не романный, а именно биографичный, фактологический. Констатация факта, схватывание отдельных деталей, очерчивание общими чертами - вот средства, избранные Борисом Полевым (замечу, военным журналистом, очеркистом, прозаиком) для создания образа Алексея Мересьева. Писатель позволяет себе лишь описания природы, да зарисовки местности в качестве лирических отступлений. Это "связки", не позволяющие терять нить художественности. Для всего же остального - для характеров героев и боевых действий - не нужна романтизация, не тот расчет.
Образ Алексея Мересьева почти лишен этой романтической героичности, которую можно встретить во многих произведениях военной классики. Но это не от неумения автора, а от иной задачи. "Повесть о настоящем человеке" - почти хроника жизни настоящего ЧЕЛОВЕКА - просто человека, а не конкретного Алексея Мересьева. Просто человека, который "родился, учился, трудился, [s]женился...[/s] воевал за Родину". Одного из сотен. Тысяч! Миллионов советских людей, благодаря котором мы сегодня и живем!.
Но это не лубочная зарисовка ура-патриотической закваски, а, опять же, отражение объективной действительности, нам сегодня, к сожалению, почти неведомой. Нас сегодняшних так методично приучают стыдиться своего прошлого, что подобные повести вызывают у нас недоверие, отвращение и даже стыд.
Но разве мало нам примеров храбрости, мужества и человечности, выведенных в образах солдат, врачей, санитарок, жителей деревень и городов, которые оказались вырванными из мирной жизни и брошенными в общий котел войны? Разве мало этого, чтобы принять на веру, что живем мы сегодня только благодаря их храбрости и мужеству? Разве мало? А если мало, то достойны ли тогда мы этого Подвига? Можно ли нас называть НАСТОЯЩИМИ людьми? Или только пародии мы?
Автор схематичен в своем повествовании, но это нам с вами, читателям, предложение додумать, домыслить, дочувствовать все то, что могло твориться в душах и умах, в сердце человека, потерявшего ноги, но не сломавшегося. Да и не драма это второсортная, а книга, наполненная прославлением героизма и патриотизма русских людей, оттого она такая "костлявая", такая колкая. Не приглаживать Полевому надо было, а вздыбить боль героя, вздыбить боль целой страны, у которой подрубили ноги, на которых стояла она, но которая руками и зубами выгрызла Победу, руками и зубами задушила врага, а потом руками и зубами вставала сначала с колен, а потом и в космос сыновей своих отправила.
Гордиться и помнить - вот предназначение этой книги.
Помним и гордимся!10424