Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lost Symbol

Dan Brown

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2010 г.

    Надо заметить, что до прочтения «Потерянного символа» других романов автора я не читала. Так, слышала кое-что, друзья-знакомые рассказывали… В целом предыдущие сюжеты мне были известны, но по одному сюжету книгу не оценишь — поэтому на сей раз я решилась читать оригинал. Прочитала. Пожалела.

    Начнём с начала. Сюжет. Сюжет меня уничтожил сразу и наповал. Или я чего-то не понимаю в американцах. Какой-то умник протаскивает отрубленную руку в самое сердце Капитолия. Замечательно. Ситуация как в дешёвом блокбастере, ей богу: охрана вызывает начальника, начальник бегает по коридорам, спрашивая у встречных «Тут мужик не пробегал?», на что один из встречных отвечает «Туда! Он побежал туда!» — и по закону жанра оказывается, что этот встречный — наш злодей и есть. Хорошенькая охрана в самом центре Вашингтона! Видимо, камеры слежения не для них придуманы. Но ладно, так и быть… В конце концов, идиоты всегда встречаются…
    ЦРУ. Внешняя разведка. Слабо себе представляю, какая связь между ЦРУ и американской ложей масонов, если основная обязанность ЦРУ — защита страны от внешних врагов. Но да ладно, может, это я такая недалёкая… Но вертолёты ЦРУ, рассекающие по Вашингтону! Поправьте меня, если я ошибаюсь, но ЦРУ не имеет права проводить какие-либо операции на территории США! Что меня здесь особенно удивляет, так это тот факт, что я, россиянка, это знаю, а автор, американец, — нет. О том, что вместо того, чтобы за сутки, как минимум, по телефону, который эти самые ЦРУ держали и так на прослушке, вычислить местонахождение его владельца, они замутили какой-то многоступенчатый квест с тасканиями по всему Вашингтону и окрестностям, я уже даже не вспоминаю.
    Пирамидка. Трижды загадочная пирамидка общества масонов. Самый их секретный артефакт. На проверку оказывается, что о ней знала целая куча народу. Секретный артефакт, да, ничего не скажешь…
    И да, кто-нибудь мне объяснит, для чего были нужны целых два абзаца про лифт в начале первой главы? Я допускаю, что мой мозг такой крохотный, что просто не уловил взаимосвязи, но всё-таки…
    Словом, сюжет, на мой вкус, рассыпается на глазах. Нелепость на нелепости нелепостью погоняет.

    Едем дальше. Научная составляющая. Ну это, пожалуй, самая сильная часть книги. Вот уж чего там полно! Половину… больше половины… да нет, почти всю книгу занимают лекции по истории, религии и оккультизму. Помню, я в детстве зачиталась энциклопедией по безопасности жизнедеятельности. Ну интересно было написано — что поделаешь! Да так зачиталась, что за двое суток проглотила. От этой книги возникло ощущение, что я снова взяла ту энциклопедию. Нет, это всё интересно конечно. Мне. Но если вы терпеть ненавидите энциклопедии и ни разу не зачитывались хотя бы учебниками, вам тут делать нечего. Ибо собственно сюжета осталось очень мало, да и тот вечно прерывается. Вроде идёт нить повествования, и вдруг БАЦ — исторический экскурс «Десять лет назад». Причём так мудрёно сделано, что ещё не сразу разберёшь по тексту, это всё ещё экскурс или мы уже вернулись к повествованию. В том случае, разумеется, если ты ещё помнишь, о чём речь шла. А забыть очень просто — эти самые экскурсы занимают далеко не пол-абзаца.
    Вообще сам факт наличия в детективе такого количества полезной и интересной информации — это хорошо. Вашингтон действительно мало кто рассматривает с культурной точки зрения, и если все (или хотя бы большая часть) факты, которые представлены в книге касательно этого города, верны, то это очень досадное упущение. Таинственные подземелья Капитолия, скрытые смыслы в ряде культурных объектов — жуть, как интересно! Жаль, что это всё скрыто под тяжёлыми нагромождениями текста.

    Далее. Технически — тут нужно отдать автору должное — поработано неплохо. Во всяком случае, просчитать дальнейший поворот можно было не более, чем на три шага вперёд. С другой стороны, кое-что тут меня смущает. Во-первых, растасовка текста. Повествование идёт линейно — несколько сюжетных линий движутся нос в нос в одном направлении, не отвлекаясь на побочные интриги (если не считать лекций по истории, разумеется). Но эпизоды разбиты на такие крошечные кусочки, что невольно задаюсь вопросом: а не тут ли кроется сложность просчёта сюжета? Ведь автор почти не даёт информации заранее. Всё происходит одновременно: информация к размышлению, и сразу перескок на других персонажей, которые эту информацию уже обработали и выдали результат. А то и просто результат, а наводящая информация — постфактум.
    Во-вторых, как я уже говорила, сюжеты двух других книг серии мне знакомы, хотя и шапочно, и что-то мне в этом не нравится. Какая-то до боли знакомая фабула… И тут я невольно задаюсь ещё одним вопросом: а не мерещится ли мне сложность работы с интригой? Не является ли это, часом, признаком линейности мышления автора, а не рассчитанным способом подачи материала? Возможно, в голове автора выстроена чёткая картина, прямая, как столб, как должен быть написан мистический детектив — сначала А, потом Б, затем на сцену выходит В, и мы оказываемся на пороге Г, — что он просто не считает нужным давать информацию по ходу. А опытный читатель, усвоив привычки автора, видит финал уже на первых страницах — он-то знает, что перед ним прямая дорога, что было неизвестно мне, например. Шаблон, иными словами, без всякой попытки переставить акценты. Если это так, то это очень и очень печально, хотя и ожидаемо.

    Наконец, финал. «Авгхых, автор!» — единственные членораздельные звуки, которые у меня вырвались при виде концовки. Всё хорошо, всех спасли, все счастливы, целуются, обнимаются… а в книге остаётся ещё с полсотни страниц. Вопрос: начерта? Ответ: во имя философских размышлений. Все эти полсотни страниц Спасаемый (прямо как есть, без руки, возможно даже без оказания первой помощи) водит Спасителя по всему Мистическому Вашингтону, заставляет его спускаться, подниматься и снова спускаться, рассказывая параллельно о том, что есть Потерянный Символ. Я даже не буду иронизировать насчёт того, что им оказалась Библия, а в качестве примера высшего развития мирового разума автор называет — кто бы мог подумать!!! — Википедию и Твиттер — это так скучно и убого, что даже не смешно. То есть фактически все оставшиеся пятьдесят страниц заняли размышления о том, что есть Бог и Человек, большая часть которых повторяла размышления, уже описанные в середине книги. Браво, автор! Если тебе платят гонорар постранично, ты сейчас нагрёб мнооого бабла.

    В общем, если обобщать вышесказанное, у Брауна получилась хорошая энциклопедия по истории и оккультным наукам. Это, конечно, тоже вопрос довольно спорный — хоть он и говорит в начале, что все ритуалы, легенды и постройки реальны, меня терзают некоторые сомнения, всё нужно перепроверять. Но, как я уже говорила, если всё-таки факты действительно приведены без искажений, то энциклопедия получилась действительно добротная. Вот книги не получилось. Много для головы — мало для сердца. Да даже не мало — вообще ничего. Даже интереса особо нет. Он мог бы появиться, если бы не было столько исторических отступлений и лекций по эзотерике. А так он просто не успевает появиться, как тут же давится пластами информации, которую не всегда легко понять неподготовленному читателю. В общем, если не считать знания, кое-что из которых я воскресила в памяти, а остальное узнала впервые, можно считать, что десять часов жизни потрачены вхолостую. Так что, если у вас нет срочной потребности в изучении истории масонства или в знакомстве с Совершенно Особыми Достопримечательностями Вашингтона, рекомендую потратить время и деньги на что-нибудь другое.

    9
    79