Рецензия на книгу
Таинственное происшествие в Стайлсе / The Mysterious Affair at Styles
Агата Кристи
ALibris26 декабря 2016 г.Вот он - пример классического детектива.
Пред нами первый роман Агаты Кристи из серии о знаменитом бельгийском сыщике Эркюле Пуаро. Именно в этой книге мы впервые знакомимся с такими героями, как, конечно же, сам Пуаро и его друг Хастингс (от лица которого и идет повествование).
Произведение является довольно успешным, на мой взгляд, детективным романом, способным затянуть с первых страниц разгоряченного любителя детективных историй. В нем присутствуют все элементы классического детектива, о которых я более подробно скажу позднее.
Дальше проследуют небольшие и незначительные спойлеры касательно начала романа, поэтому можете смело продолжать читать дальше.
Хастингс приезжает к своему другу Джону в поместье Стайлз-Корт в надежде оправиться от ран, полученных на поле боя (действие романа происходит во время Первой мировой войны). Но… Как обычно бывает, герою не удается исполнить свои намерения. В одну из ночей Хастингс, как и все обитатели поместья, наблюдает трагичную кончину невинной старушки. Разобраться с произошедшим Хастингс призывает своего давнего друга, по совместительству являющегося детективом, Эркюля Пуаро. Этому гениальному чистюле и предстояло разгадать столь запутанную историю. И конечно же, все его старания обвенчались успехом. Это что касается краткого сюжета.
Теперь подробнее о самой структуре романа. Как я уже упоминала ранее, здесь присутствуют все элементы классического детектива. Такими элементами я считаю закрытую комнату, в которой и было совершено убийство, и из которой таинственным образом смог скрыться преступник, множество подозреваемых, что имели мотив на убийство, и более того, каждый из которых имеет некую тайну, раскрывающуюся в процессе повествования.
На протяжении всего чтения автор запутывает нас постепенно всплывающими уликами, новыми показаниями, доводами Хастингса и намеками Эркюля Пуаро. И когда казалось, что все, картинка преступления удачно сложилась, а голову не покидала мысль «Я знаю, кто убийца!», все внезапно перечеркивалось новой деталью, что никак не хотела складываться в наш идеальный пазл. Подобное построение романа, на мой взгляд, удачно и способно держать в напряжении на протяжении всего прочтения, но…
Людям, что хотят сами испробовать себя в роли детектива, поразмыслить насчет убийцы и попытаться вычислить его самому, этот роман определенно не подходит. Улики, о которых говорит Пуаро, иногда сбивая с верного пути, открываются слишком медленно, некоторые и вовсе узнаются тогда, когда убийца уже обнаружен. Это сильно путает мысли, не давая полностью взглянуть на картину преступления. А один маленький факт, что, конечно же, был узнан из монолога Пуаро уже в самом конце, действительно являлся очень важной мелочью, сразу указывающей на истинного убийцу. По мне, это возможно и незначительный, но все же минус, ведь, как говорил сам Пуаро:
Любая мелочь имеет значение!
Шедевральным этот роман я назвать не могу, но посоветовать к прочтению любителям детективов - запросто.538