Рецензия на книгу
Волхв
Джон Фаулз
Аноним25 декабря 2016 г.Давай прокатимся на адской карусели.
Представьте, что в полумраке ночного летнего леса, стелящегося упругим мхом под ваши смелые босые детские ноги, вас манит некий источник света. Тропинки выталкивают вас к яркой карусели, обвитой светящимися гирляндами – она ровно такая, какой должна быть, чтобы вы почувствовали неопреодолимое желание забраться на одного из этих блестящих от свежего лака коней. Эфемерная, слишком красивая, сошедшая с подарочных открыток или акварелей. Никто вас не осудит, не одёрнет, и не наругает, вы уже ступили на вымытый настил, и механизм привёл в действие идеальный мираж, с мягким скрипом и вкрадчивой музыкой увлекая вас в соцветие слов, форм и образов. Темнота вокруг отступает, в ней очерчиваются услужливо подставляемые Фаулзом греческие пейзажи, размываемые английскими ливнями. Скрипы механизма, мягкая мелодия, ненавязчивость образов вас убаюкивают, укачивают, ничего не требуя взамен, остаётся лишь расслабиться и лениво наблюдать за тем, как всё, окружающее вас, уничтожается и создаётся лишь с целью вашего развлечения. И вы не заметите этот момент, как окажетесь давно взрослым человеком в слишком тесном костюме, взгромоздившимся на заплёванную детскую карусельку с тремя сиденьями, втиснутую между двух запруженных людьми улиц. Гудки клаксонов, гомон машин, удивлённая брезгливость прохожих, проскальзывающих по вам взглядом, недовольство достопочтенных мамаш, приведших своих чад на детскую площадку, единственное развлечение на которой занято каким-то великовозрастным извращенцем (да, извращенцем, грешащим слабостью к подглядыванию за слабостью и самодурством других людей). Во рту кисло от выпитого, в голове тяжело от увиденного, причём увиденное уже частично благополучно испарилось, всё тело затекло от положения, в котором вы пытались уместить своё слишком большое тело на слишком маленьком детском стульчике. Вопросов никаких задавать не хочется, потому что ответа всё равно не дождёшься, но внутри свербит это противное сомнение: «И это всё? Может, я что-то не понял? Что из этого действительность – завораживающая яркость световых всполохов в ночи или понимание собственной неуместности на детской площадке? Может, стоит мне зажмуриться, как меня вновь убаюкает глубокий шёпот лихо закрученных метафор?».
Нет, как нельзя напиться из оптического явления на горизонте, так нельзя извлечь Истину и нагромождения пустых размышлений. Но зато как хорош был ночной образ... Прокачусь на нём ещё раз.
«Волхв» Фаулза – та же карусель. Мне повезло к моменту прочтения оказаться ознакомленным с исключительно поверхностным мнением людей об этой книге, умеющающимся в несколько реплик, иначе, полагаю, я бы сразу ощутил себя человеком, влезающим в детский комбинезон. Если вы с "Волхвом" ещё не знакомы – не завышайте ожидания, но и не пропускайте через себя сухую критику, формирующую скептичную предвзятость.
Знакомо чувство, когда вы смотрите на человека и видите совершенно ясно, что это лицемерный заносчивый кретин, но другой видит в нём же одухотворённую кротость, природную мягкость, пытливый ум, невообразимую совестливость? До хрипа можно спорить, кто из вас двоих разбирается в людях лучше. При должном желании в «Волхве» можно найти и глубокий смысл, и мораль, и сильных персонажей, и чарующую загадочность, и абсолютную мерзость, и красоту, от которой захватывает дух. У меня этого желания просто не было, потому как я изначально не ждал сакраментальных истин, получаемых через персонажа, сотканного из сплошной глупости.
Главный герой Николас Эрфе – заурядный, невыделяющийся, слабый и трусоватый, подверженный страстям, обладающий сильными и слабыми сторонами характера, т.е. обычный в целом человек, очертания которого иногда могут проступать в зеркале любого из нас. Вы будете многого ждать от человека, для кого «не мучь ближнего своего понапрасну» - неожиданное озарение, тайное знание, для приобретения которого необходимо было пройти множество ступений надругательства над собственной обожаемой личностью? Вряд ли.
Но и разве это повод надменно на него смотреть с высоты своего пьедестала, если вы-то это уяснили ещё в юности? Если вы ответите положительно, то поднимите голову, потому что есть вероятность, что кто-то презрительно смотрит на вас.
Приглядитесь не к основным мыслям, прочерченным чёрным по белому в сюжете, а отмечайте мелочи, вдруг приглядите что-то, близкое лично вам, открывающее вам дверцу, к которой раньше не удавалось найти ключ. Было бы желание отыскать, помните?
Сюжет же разворачивается сначала если не очевидно, то понятно, любопытно, здраво и вполне предсказуемо. Лондон, дожди, пере-дружба, недо-любовь, секс и упрёки, скандалы и признания. Потом солнечная Греция, ослепляющая зелень и манящий горизонт, мужчина с обезьяними глазами, держащий в своих цепких пальцах множество нитей от марионеток. И некоторые из этих нитей тянутся к тебе, читатель. Потому что когда ты решишь, что тебе всё понятно, ты перевернёшь страницу и поймёшь, что тебя одурачили. Это будет повторяться поворот за поворотом, увлекая тебя в потёмки чужой души и чужого сумасшествия, пока не выбросит на заплёванную детскую карусель.
Потому что нет здесь никаких удивительных и глубокий идей.
Это не детектив, не лабиринт, не загадка – бесполезно думать над сюжетными перипетиями, потому что вероятнее всего ваши размышления пропадут даром, так как весь сюжет зиждится на обмане и недосказанностях. Детектив без развязки, лабиринт без стен, загадка ребёнка, на которую он сам не придумал ответ. Но слушать при этом любопытно.
Если вы юны, пылки и чувственны – в «Волхве» вы определённо выделите любовь как основу всего, вам понравится.
Если вы юны, пылки и умны не по годам – вероятно, что книга будет напоминать вам нотацию родителей, диктующих прописные истины и не верящих, что вы способны понять что-то самостоятельно, вам не понравится.
Но если вас не удручает, скажем, просмотр фильма, весь сюжет которого в конце оказывается чьим-то сном или галлюцинацией, вы способны визуализировать словесные пейзажи и не ждёте от людей понимания того, что вы знаете сами – попробуйте прочесть «Волхва». Потому что Греция, в котором «между телом и телом – лишь солнечный свет», у Фаулза чарующе прекрасная. От языка я получил действительное удовольствие.
Да и разве вас смущает, что там думают окружающие, если вам вдруг захотелось прокатиться на детской карусели c бутылкой, на которую вы заработали, в свой заслуженный выходной?
Надеюсь, что нет.
877,9K