Рецензия на книгу
Harry Potter and the Cursed Child
J. K. Rowling, John Tiffany, Jack Thorne
Аноним24 декабря 2016 г.Harry Potter and the Shadows of the Past
Love blinds. We have both tried to give our sons not what they needed, but what we needed, We've been so busy trying to rewrite our own pasts, we've blighted their present.Я изначально не была настроена читать это произведение, но после рождественского марафона фильмов о Гарри Поттере, а также с выходом "Фантастических тварей" остановить свое погружение в этот мир было невозможно. Внезапно я нашла оригинальное издание в своей общаге.
Книги о Гарри Поттере - это больше, чем книги, больше, чем фильмы. Это не просто "детство моего поколения" и прочий стандартный банальный набор фраз, это, прежде всего, история, в которую ты веришь абсолютно, безусловно, без критики и вопросов, потому что история человечна, а значит, содержит в себе и абсурд, и противоречия. Но тем не менее, ты веришь в нее, всем сердцем ждешь этого письма из Хогвартса, которое никак не приходит (и по-серьезному думаешь, что это все Почта России виновата), а холодными зимними вечерами пересматриваешь фильмы с друзьями. Текст давал волю интерпретации, порождали обсуждения и огромный пласт фанатского творчества и теорий. Вот и перед нами пример подобного фанатского творчества.
До "восьмой части Гарри Поттера" я не была знакома с форматом сценария. Пьесы - пожалуйста, но, на мой непрофессиональный взгляд, стандартный формат пьесы значительно отличается от текста восьмой книги. На обложке у меня даже вроде указано, что это сценарий. Отсюда и примитивный язык (мне нужно было не полениться и посчитать, сколько раз авторы употребляют слово suddenly), отсутствие возможности интерпретации (потому что авторы очень ясно и однозначно указывают эмоции героев), огромное количество банальных и громких фраз, а также сплошные рояли в кустах (почти каждый поворот сюжета - своеобразное фортепьяно).
Но за этой шелухой критики можно разглядеть очень интересную мысль: быть героем, но не иметь поля битвы, ужасно сложно. Все персонажи живут в тени славы Гарри Поттера. На первый взгляд, перед нами классический пример конфликта отцов и детей, когда ребенок считает, что не достоин своего Великого Предка. Но помимо Альбуса, славное прошлое его отца и ко заставляет страдать почти всех главных героев, включая и самого Гарри. Да, он победил Волан-де-Морта, да, он спас мир, но разве его жизнь, а значит, и его проблемы на этом закончились? В том-то и дело, что нет.
Последняя книжка, ровно как и последний фильм, дают зрителям/читателям надежду, ну, вот он хэппи-энд, теперь в жизни все пойдет по маслу. Но нет этого хэппи-энда. Гарри еще предстоит бороться с собой за то, чтобы стать отличным мужем, отцом, работником. И это едва ли не тяжелее, чем спасти мир. Зло можно победить один раз, а быть хорошим отцом нужно каждый оставшийся день.
Начало пьесы повергло меня в экзистенциальный ужас - сухие и бюрократические Гарри и Гермиона, дурачок Рон, "не пришей кобыле хвост" Джинни. Счастья в этом мире просто нет, есть бытовуха, бесконечная, тупая, тянущаяся бытовуха, которая пожирает героев. Мелкие обиды оставляют шрамы, которых быть просто не должно. Вместо Большого Времени, когда Гарри боролся с Волан-де-Мортом, когда было только черное и белое, пришло время маленькое, со всеми своими оттенками серого. Конечно, легко быть героем, когда твоя жизнь висит на волоске, а что если жизнь стабильна, а героем быть все равно приходится? А почему? Да потому что ты Гарри Поттер, сын Гарри Поттера, друг Гарри Поттера, враг, не важно, твое имя стало уже нарицательным, да только ты живой человек. И тогда понимаешь, что жить в тени своего прошлого, каждый день борясь с мелкими проблемами, накапливая все это - тяжелее, чем убить Пожирателя смерти или уничтожить Крестраж. Реальность пришла и в волшебный мир Гарри Поттера, магия уже перестает быть такой увлекательной (а мы ведь помним, как Гарри удивлялся абсолютно каждому, даже самому простому трюку Дамблдора в начале серии), а все потому что Гарри уже не мальчик и не подросток. Гарри теперь приходится сталкиваться с куда более сложным соперником - самим собой, той частицей себя, которая не прочь тряхнуть бы стариной, но только теперь сиди за пыльным столом, да бумажки разбирай. И во всей этой невыносимой легкости бытия Гарри полностью забыл, что его сын, Альбус, как раз таки подросток, ему хочется мир то спасти, то разрушить. Да только нет уже этой возможности, потому что отец уже все перепробовал, сыну не переплюнуть отца. Оттого и отправляется Альбус в свое приключение, куда угодно, лишь бы не быть в этом аморфном мире, который пахнет пылью и бумагой.
Из всех героев более всего мне понравилась фигура Драко, так как он единственный живой персонаж, у которого есть драма, который еще понимает смысл своей жизни. Остальные же герои (Гарри, Гермиона, Рон, Джини) живут уже на автомате. Особенно отвратительной мне показалась фигура Рона, а показательной фраза - Ron is sitting on Hermione's desk, eating porridge. Вот и все, что он делает в жизни теперь - кушает кашку. Разве после этого эта книга не пробегается мурашками по спине?
Из этой книги получился бы прекрасный фильм, зрелищный, но назвать его нужно было бы Harry Potter and the Shadows of the Past или Harry Potter and How to Live an Adult Life, потому что главный вопрос остается: как жить, когда у тебя уже все было?Поэтому, если задаваться вопросом, насколько аутентична эта история, и могла ли она произойти в мире Гарри Поттера, я уверенно отвечу: могла бы.
357