Рецензия на книгу
Сказки обратимой смерти. Депрессия как целительная сила
Симона Мацлиах-Ханох
Аноним21 декабря 2016 г.Уроборос
Депрессия — психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Это так, для тех, кто путает сплин и хандру с действительным диагнозом. "Сказки обратимой смерти" - это книга, которая показала обратную сторону (Тень, хи-хи) депрессивного состояния, это произведение позволило действительно понять и ощутить, что депрессия может выступать и как ресурс (и вообще, пользуясь рефреймингом, ее теперь, расширив карту миру, можно всегда превращать в полезное, несущее излечение, состояние). Я ни за что бы не подумала, что уроборостический аспект, а именно его напоминает диада "депрессивная "смерть"-воскрешение", может оказаться положительным, излечивающим и оказывающим помощь, но Мацлиах-Ханох, на примере трех сказок, подтвердила данное утверждение.
Если бы только нам всем было известно то, о чем знала древняя богиня Инанна: в депрессии и тревоге есть больше, чем капля смерти, но эта смерть – обратима, она может дать нам жизнь."Белоснежка" - наиболее качественно и истинно проанализированная, на мой взгляд, сказка. Как и в последующих двух историях состояние "даунтайм" рассматривается автором в положительном ключе, как ресурсное для набирания сил, возникновения инсайтов; все герои сказки, будь-то принц или колдунья, являются частями личности главной героини, выражая ее Анимус, Тень и другие архетипы. Симона утверждает, что Белоснежка, отвергающая даже своим именем темные элементы своей души, потому-то так и стремится слиться с колдуньей воедино, просто делает это, в отличии от ведьмы, бессознательно. Используя погружение в сон, как время для того, чтобы стать собой, проснувшись, окрепнув, Белоснежка становится целостной, принявшей собственную тьму, женщиной.
"Красная Шапочка" - особо двоякие чувства у меня вызвал разбор автором данной истории: по уму/рассудку - неплохой анализ, по ощущениям - нечто чужеродное и неверное. Поэтому трактовать правильность я не буду, передам лишь общие черты - опять же все герои - это части личности Шапочки, которые даже злыми действиями (больная бабушка, вызвавшая волка (по автору он, как и охотник, принадлежит ее полю) и сам волк) либо отказом от них (мать девочки - внутренняя, испытывающая страхом перед принятием дочери) приносят, в итоге, героине пользу.
"Спящая красавица" - не хватило чистого, объективного изучения данной истории. Несмотря на то, что здесь приводились примеры и Талии Джамбаттисты Базиле, и Ситтукан из "1001 ночи", обзор был несколько поверхностен: автор ушла в чисто женские компоненты существования (4 лечебные составляющие для истинной женщины - созидание, взгляд, сексуальность и земля), которые, конечно, полезны, но, хотя и иллюстрируются строками из вариаций "Спящей красавицы", прямого отношения к ней не имеют. Также разбор данной сказки все-таки свел Симону к ее феминистским корням, все чаще автор стала упоминать патриархальный устрой, который так ужасен для женщин, на ее взгляд. Читать это было не интересно (книга посвящена другой теме) и скучно (1) настоящая женщина не чувствует себя ущербной, если обладает ролевой гибкостью и готова подчиняться мужчине, она, наоборот, ощущает в этом силу и удовольствие жизни, 2) женщин или мужчин уважать нужно не за гендерную принадлежность, а за их личность, так что все эти феминисткие трепыхания в борьбе за равенство глупы - стань человеком, на которого есть за что смотреть глазами, полными уважения, восторга и гордости, и тебе незачем будет объявлять очередную войну).
Подводя итог, самое чудесное в это книге - новый взгляд на депрессию, самое ресурсное - мысли из цитат, самое необходимое - научение принятию себя и становлению целостной личностью!
Неважно, как мы там оказались – преисподняя всегда одна и та же преисподняя, а совершаемая там работа всегда одна и та же работа: все та же «грязная» работа, все то же глубокое погружение в нечистоты нашей жизни; все те же попытки сдуть толстые слои пыли забвения и подавления, которые покрывают «некрасивые», «нежелательные», «гадкие» участки нашей души. И почти всегда свершается чудо: и там, среди запустения и грязи, подобно тому, как мы все «из пыли вышли», появляется девочка света и тени, которую мы поднимаем вместе с собой из бездны, чтобы растить и любить под голубым бездонным небом, прояснившимся после бури. Эта девочка всегда там, ждет не дождется, чтобы мы ее позвали, дали ей имя, чтобы мы ее помнили и любили.P.S. Благодаря книге я узнала новый термин "Гибрис (англ. Hybris)" — древняя персонификация гордыни, высокомерия, спеси и гипертрофированного самолюбия; и наткнулась (уже в другом источнике) на существование синдрома "Спящей красавицы" (Клейне—Левина) - чрезвычайно редкого неврологического расстройства, для которого характерны периодические эпизоды чрезмерной сонливости (гиперсомнии) и сужения сознания и которому свойственны спутанность сознания, дезориентация, упадок сил, апатия, когнитивные нарушения; возможна амнезия на события, сноподобное состояние, деперсонализация, у некоторых пациентов зрительные и звуковые галлюцинации, параноидный и паранойяльный бред.
17845