Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Kolyas21 декабря 2016 г.Ну что ж, начнем расписывать все по порядку.
Во-первых, я думаю, всем показалось в начале романа, что он наивный и просто и незамысловато передан. Да, я считаю так же, но тем не менее, из всех прочитанных мною антиутопий и прочих подобных произведений я считаю именно "О дивный новый мир" самой интригующей, честной, пронзительной и глубокой. Именно эта искренняя подача смысла стала сильнейшим фундаментом переживаний читателей.
Во-вторых, Хаксли завел меня сначала в дебри, подавая мне главного героя - Бернарда. Но что в итоге мы все увидели - главный конфликт между "обществом потребления", олицетворенном в Главноуправителе, и "Диким" Джоном. Но об этом позже. Итак, в современном обществе выявляются две обособленные фигуры - Гельмгольц Уотсон и Бернард Маркс. Оба выделяются своей идеей, но кроме этого первый - уверенностью и сильным умом, а второй - неуверенностью и слабостью, что мы видим на протяжении всего романа. Так Хаксли и показывает, кто правит этим миром - лузеры, которых мокают в унитазы в школе и необычные умные деятели, пробившиеся своим интеллектом. В итоге оба сосланы в далекую Исландию, что показывает нам обособленность таких людей от общества.
В-третьих, главное столкновение "Дикого" и Главноуправителя Мустафы Монда. Начнем с первого - первую половину своего "экранного" времени молодой парень проводит с именем Джон, далее же его именуют Диким. Это играет немаловажную роль. Джоном навсегда он остается только для прелестной Линайны. Джон представитель старого общества, необразован, живет своими чувствами, поглощая один единственный томик Шекспира. (примите это во внимание). Короче - своеобразный Аркадий Николаевич Кирсанов, если такого помните.
Его оппонент - в прошлом сильный ученый, нравственно и религиозно образованный правитель, который для вида хранит книги Форда, а в сейфе книги Иисуса и об Иисусе. И вот такой вот прекрасный и мудрый мужчина поддерживает такое неправильное и плохое общество, а еще хуже - управляет им и способствует этой системе. Это наш русский Евгений Базаров, живущий в своем мире, но только это нравственно умный Базаров, который все понимает, но тем не менее создавший "Рай нигилиста".
Что мы можем увидеть в их противостоянии на последних станицах романа? А то, что бедный Джон из кожи вон лезет, чтобы убедить этого злодея в своей правоте, но тщетно. Тому всегда есть что сказать и что привести в пример. Его знание истории, религии, морали, науки и проч. дают о себе знать, а наивному Джону, который кроме одного тома Шекспира ничего не держал, нечего ответить, что приводит его к отшельничеству. Но и в своих помыслах прав Джон, но прав и Монд.
И на чьей стороне быть? Не хочется верить влиятельному Монду, который знает все, не хочется верить тому, что может быть такое неравенство, искусственное счастье, управление духовной природой человека. Не хочется также и быть в трудном страдальческом обществе Джона, где самые высокоморальные и чистые люди умирают от ужасных недугов и живут в ужасных условиях. Но ужасна ли старость, ЗОЖ, легальный наркотик, искусственное счастье? И для кого они ужасны и кому это нужно более всего?
Вот над этим и подумайте после прочтения противоречивого и неоднозначного дивного нового мира Олдоса Хаксли.540