Рецензия на книгу
Северное сияние
Филип Пулман
Аноним20 декабря 2016 г.Алетия.
Вот опять я в некотором раздрае. Есть три книги, трилогия - Тёмные начала и первая из них - Северное сияние. Но писать на каждую из книг по рецензии не вижу смысла, ибо они едины в своей линии, одна без другой не имеют полного смысла.
А поскольку начинают читать именно с первой книги, ну во всяком случае почти все, то и базовое мнение на все книги, выскажу именно здесь.Вот представьте, что вы берёте в руки тройную книгу, разом, или загружаете на читатель сразу весь роман, целиком, без разрывов на тома. Взяли? А теперь поймите главное - вы не сказку в руках держите, неееет. Вы держите вещь бунтарскую, за которую даже в развитом 19-веке, могли и побить и прибить. А уж о средних веках молчу - сожгли бы. Не слушайте никого, кто скажет, что это для деток. Такое для деток не напишет никто, разве что... еретик.
Фильм? Забудьте, книге не повезло с экранизацией от слова "вообще", вышла пародия на реальный заклад Пулмана, никакого сходства.Мир в котором всё помещено, выглядит как сбывшаяся мечта стим-панка. Котлы, дирижабли и обаяние викторианских манер. В морозном воздухе Севера летают ведьмы, которые никому не подчинены, русские встроены в мировую имперскую машину и поставляют на службу лучших гвардейцев. Сочетание знаний о ядерном оружии с инквизицией и общим уровнем морали где то между 18 и 19 земными веками. Но этот мир не один. Есть миры где придумали нечто, режущее плоть самих физических взаимодействий. В другом мире догадались, как посмотреть на реку знаний.
Главное действующее направление всего повествования - алетиометр. Алетия - от греческого "явное", то что можно познать и осмыслить. А теперь главное - этот прибор не говорил правду, он замерял то, что человек способен понять. И значит сообщал ему то, что тот был способен осмыслить и не больше того. Алетия - это как бы разлитое знание, приходи и вкушай, забирай всё что есть, познавай, без ограничений, но каждый может по разному его понимать и большинство совершенно не способны.
А теперь то, о чём вообще Филип Пулман пытался сказать. Он хотел, что бы люди жили познавая. Всё время и вопреки всему. Пулман не согласен с современным восприятием добра и зла, с обрисованными в религиях наградами за хорошую и благопристойную жизнь и с наказаниями за плохие дела. И он придумал настоящий ад, о котором многие подспудно догадывались.
А что бы не попасть в ад, а суметь пройти из него в вечность и вечное же познание всего и вся, нужно принести с собой не ворох записанных ангелами добрых, смиренных делишек и не кипу молитв, а кое что настоящее, но неуловимое, что даже ангелы не смогут учесть и демоны помешать это принести.
Пулман соприкоснулся знаете с кем? С Ефремовым, с нашим родным советским фантастом, коммунистом. Ефремов говорил, "Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя". Филип Пулман, сквозь десятилетия и различия в ментальности, полностью уловил всё то, о чём думал человек из одной странной, красной страны - познавать ради познания и принести то что познал туда, откуда всё таки есть выход, несмотря на догматические установки религий.
Пулман осмыслил и показал тот ад и рай, в который я бы согласился попасть без единого страха, дайте только время подготовится. В детские поступки главных персонажей он заложил войну против богов, которые состарились настолько, что впали в маразм. В лапы Медведей и в их умение проникать в суть, он поместил грамотные опасения от излишнего стремления к совершенству, когда лучше не доточить нож, нежели переточить. А ещё он показал, как может выглядеть река знаний и как легко её можно потерять. Даже Смерть у него вышла особенная, индивидуальная можно сказать, смерть которой вы вряд ли не испугаетесь, она всё равно ужасает в начале, но потом осмыслите её по иному.
471