Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Любовь живет три года

Фредерик Бегбедер

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2016 г.

    Ни одну книгу прежде я не начинала читать с таким отвращением. История с первых строк аморального человека, который сначала накосячил, а потом винит во всем любовь, ссылаясь на биохимию и физиологию, и, мол, что никак иначе быть не может. В итоге мы получаем ноющего изменщика, который не перестаёт повторять, как мало живёт любовь. Настолько часто, что постоянно хочется спросить: «А ты вообще любил женщину, по отношениям с которой судишь век любви?» Это не слишком похоже на книгу тридцатилетнего мужчины, скорее на дневник подростка. Впрочем, не это ли нам показывает, как всё-таки взрослеют мужчины (будем надеяться, что это не обыденное явление, а все же недоразумение).

    Главного героя всю книгу бросает из крайности в крайность. То он крайне чувствительный, впечатлительный романтик, то вульгарный повеса без малейшего признака наличия стыда или совести. Его не жаль. Совершенно. Он получил именно то, чего заслужил. Здесь Бегбедер преуспел. Он создал настолько двойственную личность, что она вполне могла бы существовать. Весь Марк Марронье большую часть книги вызывает всего две эмоции: рвотный рефлекс и желание добить. Зато это настолько ярко, что при чтении буквально возникает неприятное ощущение брезгливости.

    Хотя и Анну с Алисой нельзя назвать картонными. Даже есть они всего лишь декорации для театра одного актёра, находящиеся между наркотиками и проститутками. Бегбедер не поленился даже второстепенным персонажам дать кусочек своей истории. Совсем другой вопрос, что это блекло рядом с унылым нытьем главного героя.

    Что в самом деле и вызывает неприязнь с самого начала, так это язык. Причём разочаровал как сам автор, так и переводчик. (Клянусь, от окситацина глаза начали кровоточить.)  Язык настолько низкий, пошлый, грязный, что хочется порой выбросить книгу и промыть руки с мылом, хотя и не отношу себя к числу людей, настолько чувствительных к брани и пошлости. Раздражает также обилие капс-лока. Да, книга действительно читается за один день, но это не лёгкость слога, а не отягощенность мысли и отсутствие накала. Некоторые цитаты может и хороши, но только если вырвать их из контекста.

    Сильно разочаровали фактические ошибки в размышлениях о биохимии любви, псевдостатистика. Из-за таких оплошностей Марронье похож на диванного психолога, но никак не на писателя или магистра человеческих взаимоотношений.

    И самое обидное во всей книге. Если копнуть чуть глубже и дойти до конца, то что-то в этом угадывается смутно знакомое. Взрослый остаётся тем же ребёнком, только с более крупными проблемами и последствиями. Красота слишком застилает глаза, чтобы не спешить и всё-таки понять свои чувства (особенно, если ты урод). А любовь, прошедшая страдание, оберегается как высшая ценность. И этот тип хотя и раздражает, но своё счастье вроде выстрадал, поэтому счастливый конец кажется оправданным. Потому что постулаты любви бессмертны, а маленький Марронье нет. Автор сыграл на контрасте и даже если не выиграл, то точно не проиграл. Сложно, конечно, перенести такую не характерную для художественного произведения грубость, но если задуматься, то эта книга все ещё о любви. А всякое положительное впечатление, которое в этой книги было с трудом найдено, все же безоговорочно перебито пошлостью и беспочвенным нытьем. Послевкусие все равно мерзкое.

    8
    59