Рецензия на книгу
Крестовый поход Либерти
Джефф Грабб
Аноним18 декабря 2016 г.StarCraft от первого лица
Заказ Метцена
Blizzard одна из самых успешных разработчиков и издателей компьютерных игр. Большую роль в успехе компании сыграла фантастическая стратегия StarCraft, вышедшая в 1998 году и сразу ставшая культовой. У руля Blizzard стоят (хотя, сейчас уже стоял) очень предприимчивые люди, в частности Крис Метцен, ведущий гейм-дизайнер всех серий компании. Идею, сюжет, персонажей, вселенные серий Blizzard и много чего ещё придумал именно он. Многочисленные артворки по WarCraft, которые вы можете найти в сети, тоже рисовал Метцен. Да он даже персонажей WarCraft II озвучивал сам! И, вот, в его светлой голове родилась идея о популяризации вселенной StarCraft. На совете компании было принято решение о создание книжного цикла о вселенной.
Но первая бумажная книга цикла "Крестовый поход Либерти" (цикл открывало электронное произведение "Uprising" Микки Нильсона, но на русском, как большинство книг о StarCraft, вы его не найдёте), о которой пойдёт речь ниже, написана не Крисом Метценом. Автором стал Джеф Грабб. Грабб, как раз, и специализируется на такой литературе, так что выбор был сделан осознанный.
Глазами морпеха
Интересная ситуация получается с сюжетом романа. Он почти полностью копирует первую кампанию за терран (землян) из игры. Даже и непонятно кому оценку ставить, разработчикам или Граббу.Хотя по началу "Крестовый поход Либерти" удивляет. Главным героем является Майкл Либерти, репортер СНВ (Служба новостей вселенной) и каждая глава начинается с отрывков из его манифеста. Отрывки эти насквозь пропитаны пафосом, но сейчас мы не об этом.
Завязка оригинальностью не блещет, но и банальной её не назовешь. Либерти (вы игре, кстати, такого персонажа нет) редкий образец порядочного журналиста, он роется в "грязи" Конфедерации людей и сообщает гражданам о безответственности властей. Чтобы из Либерти не сделали решето, его главный редактор отправляет его снять репортаж о бравых морских пехотинцах (не ясно, с какого перепугу американцы называют космическую пехоту морской) и экипаже крейсера "Норад II".
На "Нораде" мы и встречаем первого знакомого по игре - Генерала Дюка. Но Дюк ещё пока до генерала не дослужился, он только полковник. Майки думает, что через три месяца он вернётся домой, но как всегда всю малину портят инопланетные захватчики. Здесь ими являются протоссы, правда таковыми они считаются только по мнению Конфедерации. Экипаж "Норада II" призван эвакуировать планету Мар Сара, Либерти назначается главным осведомителем о делах планеты, но Либерти честный парень, ему обязательно надо сунуть свой нос куда не надо и он открывает тайну зергов, попутно встретив ещё двух ключевых персонажей StarCraft Сару Керриган и Джима Рейнора. Конечно же, когда начинается всеобщая паника на помощь приходит глава террористов Арктурус Менгск. И с этого момента начинается гражданская война в Конфедерации, которую ещё и пожирают зерги.
Если судить по общему описанию сюжета, то в нём нет ничего выдающегося, но если копнуть поглубже, то Грабб значительно насытил само действо. В книге вы найдёте подробное описание всех важных операций из миссий за землян из игры. Порой, создаётся такое впечатление, что Либерти - это обычный морпех терран и вы видите мир его глазами.
Также автор поработал над глубиной вселенной. Он подробно описал экзоскелет морпехов, поклонники игры узнают название техники, также Грабб подает небольшие предыстории главных действующих лиц. Единственное, что вызывает вопрос, это то, что спустя века человечество так и не научилось лечить рак. Печально, в духе вселенной, но не оригинально.
В целом, если даже вы фанат игры, сюжет где-то удивляет, и это, безусловно, плюс, но каких-то оригинальных ходов вы не найдёте.
Создатель вселенных
Джеф Грабб не новичок в написании книг по известным вселенным, и "Крестовый поход Либерти" далеко не первая его работа. Читать его легко и это главное. Есть, конечно, пару недочетов, но куда без них. Вступления к главам через чур уж пафосны, они выпадают из мрачной вселенной StarCraft. Ещё настораживает почти полное отсутствие батальных сцен. Можно выделить стычку с Зергами, Сару Керриган вырезающую командный центр и уничтожения морпехов с танком, той же Сарой Керриган. Для романа по стратегии, где война является главной целью, маловато будет.Повествование ведётся плавно, без засилья заумных слов и рассуждений на философские темы. Диалоги же, являются самым интересным элементом книги, можно даже встретить пару фраз из игры. Они сразу показывают читателю, кто есть кто. Фразы Либерти циничны, пафосны, но он их произносит от всей души. Каждый персонаж открывается в диалогах, Грабб просто мастерски написал.
Юниты
Персонажи, наверное, главное из-за чего надо читать книгу. Все ключевые персонажи, за исключением самого Либерти, являются творцами грандиозных событий вселенной StarCraft и очень интересно узнать их поближе.Репортёр Майкл Либерти самый понятный персонаж и от того самый скучный. Запоминаются только его пафосные речи. А вот остальные герои проработаны просто потрясающе! Сара Керриган, бывший "призрак" (воин-телепат в костюме с маскировочным полем) конфедерации на службе у главы террористов-повстанцев. Она может читать чужие мысли и от этого жизнь её наполнена чужим страхом. Она понимает всю неправильность позиций Менгска, но всё равно выполняет его приказы. Она обязана ему жизнью, и она солдат. Фанат игры узнают, что будущая Королева лезвий не хладнокровная убийца, а человек, умеющий сопереживать и думать о других, человек которого переполняют чувства, но она не может их показать - она солдат.
Джим Рейнор - единственный хороший парень в романе (Либерти не считается). Он, как и Керриган, настоящий солдат, но чувство справедливости в нём развито гораздо больше. Он потерял сына (балгодаря Граббу мы это и узнаём), затем жену, а теперь и родную планету. Вначале им движет месть и то обстоятельства, что Менгск спас ему жизнь. Но по ходу романа Рейнор понимает, что он всего лишь оружие и борется совсем за то, что хотел.
Арктурус Менгск глава террористов, его родную планету сожгли Конфедераты. Сначала его мотивы ясны и понятны, но потом открывается его истинное лицо. Он политик до мозга и костей, причём успешный политик. Он отлично манипулирует людьми и он превосходно эрудирован. Арктурус даёт людям возможности, но за это он использует их просто как инструменты. Менгск самый интересный персонаж в книги и его личность и характер наиболее полно показал Грабб.
StarCraft 40000
Оригинальность для компьютерной игры играет немаловажную роль. В плане самого геймплея StarCraft выше всяких похвал, но вот вселенная под копирку срисована с другого популярного мира Warhammer 40000. Судите сами: морпехи - космодесант, зерги - тирраниды, высокоинтеллектуальные протоссы в чем-то похожи на эльдар, мрачность Warhammer в StarCraft никуда не исчезла. Не плагиат, но заимствование идей на лицо.
Само собой книга по оригинальности далеко не ушла. Все клише космического боевика автор собрал воедино. Всё это уже мы видели сотню раз. Именно видели. Видимо, Джеф пересмотрел все Звёздные войны (не считая последних двух фильмов, в 2001 второго и третьего эпизодов ещё не было) и Звёздный десант и самые запомнившиеся моменты засунул в свою книгу.
Итог
"Крестовый поход Либерти" сильно удивляет. Обычно сопутствующий товар низкого качества, но произведение Грабба очень хорошего уровня. Если вы фанат StarCraft, то должны обязательно прочитать эту книгу, вы найдёте там уйму новой информации, расширяющей и углубляющей вселенную. Для тех, кто фанатом не является книгу тоже стоит прочесть. Это добротный космобоевик с колоритными персонажами.3314