Рецензия на книгу
The Tenant of Wildfell Hall
Anne Bronte
moorigan15 декабря 2016 г.Бывают люди, которые вступают в брак единожды, хранят друг другу верность, растят детей, совместно решают проблемы и умирают в один день. Таким людям можно только позавидовать, ибо они счастливчики. Главной героине романа Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" в этом смысле не повезло. То, что начиналось как волшебная сказка - свадьба, платье, любимый рядом, - превратилось в настоящий кошмар. Не успели отзвонить свадебные колокола, как карета превратилась в тыкву, а мечта - в реальность. Мужчина, который еще вчера клялся в вечной любви, на поверку оказался пьяницей, дебоширом и изменником. Хелен терпела, сколько могла, но когда ситуация полностью вышла из под контроля и начала угрожать благосостоянию ее сына, молодая женщина решилась на побег.
Этот роман совсем молодая Энн Бронте (28 лет) написала в 1848 году, но он актуален и поныне. В нем автор задает серьезные и сложные вопросы: На чем основан счастливый брак, на любви или на расчете? Как любая девушка, Бронте не очень-то высоко ценила брак по расчету, по крайней мере, расчету материальному. Но что есть любовь? Как часто за нее принимают сиюминутное физическое влечение, страсть или влюбленность, но когда проходит ощущение новизны и сексуальное притяжение ослабевает, что остается? Лишь пепел. Именно его вкус ощутила на своих губах Хелен Хантингдон.
Читая "Незнакомку", надо обязательно помнить, что это викторианский роман, соответственно наделенный викторианской моралью и викторианской системой ценностей. Эти ценности безусловно отличались от современных, прежде всего отношением к человеческому телу и его потребностям. Викторианцы были довольно религиозны, благоразумны (ах это слово не раз встречается на страницах Бронте в качестве главной добродетели) и чопорны. Сексуальные желания держались под спудом, говорить и даже думать о них считалось верхом неприличия. Человек, так или иначе не скрывавший своих страстей, считался грешником. Именно на сексуальном влечении основывался брак Хелен и Артура, именно поэтому он потерпел поражение. Оба они испытали глубочайшее разочарование. Хелен ожидала найти в своем красавце-муже человека высочайших достоинств, который бы разделял ее интересы. Артур, в свою очередь, - очаровательную веселую девушку, с которой бы было не скучно развлекаться в Лондоне, которая бы отличалась завидными терпением и пониманием. Разумеется, ожидаемого они не нашли. Почему разумеется? Думается мне, что виной всему пресловутые викторианские правила приличия. Артура и Хелен практически никогда не оставляли наедине, там самым не давая поговорить о чем-то большем, нежели погода и природа. Как только помолвка была заключена, времени до свадьбы оставалось всего ничего. Опять-таки, нет никакой возможности для молодых людей узнать друг друга. Ну и конечно же абсурдное поведение тетушки Хелен. Упорно навязывая восемнадцатилетней девчонке поклонников вдвое старше ее, невероятно занудных и не слишком симпатичных, тетя сама ее толкнула в объятия Артура, который выгодно выделялся на этом унылом фоне. Куда они вообще гнали лошадей? Вопреки распространенному мнению, в викторианском обществе считалось абсолютно нормальным выйти замуж в возрасте от 25 лет или даже 30. Повращайся Хелен еще пару лет в обществе и научись хоть немного разбираться в людях, глядишь, и не совершила бы она этой прискорбной ошибки.
В общем, как подумаешь, что живешь в 21 веке, что совместное проживание до брака никого не удивляет, что стало возможным для женщины получить развод, не рискуя при этом остаться без гроша и без ребенка, то сидишь и радуешься. А Энн Бронте была ведь права: у брака, основанного на общности интересов и схожести характеров, гораздо больше шансов продержаться подольше. Благо, у нас сейчас есть все возможности выяснить и характеры, и интересы. Поговорки "поспешишь - людей насмешишь" и "тише едешь - дальше будешь" никто не отменял.
И хотелось бы сказать несколько слов о втором мужском персонаже, протагонисте романа, Гилберте Маркхеме. Из всех героев этой книги он кажется наиболее недостоверным, наиболее слабым характером. Возникает ощущение, что Бронте списала его с женщины: все эти слезы, ламентации, заламывания рук, падения от избытка чувств на землю как-то не совпадают с нашими представлениями о мужском поведении. Но роль Гилберта и его поступки определены композицией романа - классической историей "дева в беде". Есть дева, прекрасная и достойная, - Хелен. Есть дракон, забравший деву в свой замок и не дающий ей замок покинуть, - Артур. Причем, заманил он ее туда первоначально с помощью колдовства, читай, влюбленности, приворота, магических чар. В такой ситуации обязательно должен появиться Прекрасный Принц, и именно эта функция достается Гилберту. С одной стороны, он мало что делает для спасения девы. Но ведь роман частично феминистический, в нем изначально заложена мысль, что дева, если постарается, может почти со всеми неприятностями справиться сама. С другой стороны, Бронте наделяет Гилберта чертами идеального мужчины своей эпохи: он чувствителен и способен разгадать любой эмоциональный порыв своей возлюбленной, он интеллектуально развит, любит читать, ценит искусство, с ним можно вести разговоры не только о соседях и урожае, наконец, он готов ждать свою возлюбленную годами, не изменяя и не отвлекаясь на прелести других женщин. Что ту можно сказать? Наверное, восприимчивые, умные и преданные мужчины никогда не выйдут из моды.
1095