Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гимн

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2016 г.

    Гимн великому EGO

    Я был бы в восторге от этой книги, не будь на свете Замятина и Оруэлла. И неважно, что Айн Рэнд написала свою версию раньше Оруэлла: Шекспир написал Гамлета, Отелло и Ромео и Джульетту намного позже, чем Саксон Грамматик, Джиральди Чинтио и Луижди Да Порто создали прототипы.
    Конечно, свобода, индивидуальность и права человека -- дело святое, кто б спорил. Но Айн Рэнд никакой писатель по сравнению с корифеями жанра. Её напыщенный слог, скажу честно, раздражает меня сильно. Знаете, какие имена выбрали для себя самозваные Адам и Ева, призванные основать новое человечество? Просто обалдеть: Прометей и Гея!!! Не лопнуть бы им от тщеславия...
    Пародия на Сталинский режим какая-то недоделанная. Похоже, автор не представляет себе, что такое реальный тоталитарный режим, если из её Дома Исправления сбежать легче лёгкого, если у местного Фарадея-Эдисона находится возможность по ночам что-то там исследовать и изобретать так, что об этом не знают власти. Стукачей не находится? Такого быть не может, они всегда были, есть и будут.
    Беспомощность писателя становится особенно ясной, если посчитать количество не то что роялей -- симфонических оркестров, -- расставленных по кустам! Скажите на милость, как так, например, получилось, что государство, которое контролирует всё на свете, не находит нашего подметальщика в лесу, а подруга догоняет его там на раз?

    Это что касается формы. Теперь посмотрим на идеи. Они важнее.

    Как я уже заметил, с идеями вроде бы спорить не приходится. Это и так, и не так. Давайте посмотрим внимательнее.
    Может показаться, что Айн Рэнд пропагандирует всеобщее равенство:


    Я выберу друзей среди людей, но не рабов, не хозяев. И я выберу только тех, кто понравится мне, и их я буду уважать и любить, но не подчиняться и не приказывать.

    Но нет, не всё здесь так просто. Я, слава богу, в курсе её идеологии и знаю, куда девушка нас ведёт:


    И придет день, когда я разобью все цепи на земле и сотру с ее лица города рабов, и мой дом станет столицей мира, где каждый человек будет волен существовать во имя свое.

    Этот "мой дом станет столицей мира", по-моему, выглядит довольно подозрительно... Если мой дом -- столица, то, вероятно, не все так уж равны, как кажется. И появятся вокруг, где-то за МКАД-ом, чьи-то подданные. И так ли уж "во имя своё" будут существовать люди? Похоже, что во имя кого-то другого (не будем тыкать в него пальцем).
    И делиться они по-прежнему будут на чистых и грязных, и об этом сказано прямым текстом почти как у Ницше:


    Слово "мы" — гипс, вылитый на людей. Оно застывает и затвердевает, как камень, и разрушает все вокруг. И черное и белое становится серым. С помощью этого слова грязные крадут добродетель чистых, слабые — мощь сильных, слабоумные — мудрость умнейших.

    Но только Ницше -- он и в Африке Ницше, и сравнивать с ним Айн Рэнд бессмысленно. Заратустра говорил зашифрованными притчами, а Айн Рэнд -- прямым незамысловатым текстом.

    Одним словом, идеи хороши, но книга плоха, и ничего тут не поделаешь. Возникает впечатление, что автор хотела сказать одно, а сказала прямо противоположное. Принуждение палочное сменится "свободным" принуждением со стороны "лучших". Что ж, таков мир, и это, вероятно справедливо. Но заслуживает ли эта справедливость пафосных слов и тем более гимнов?..

    Это моё мнение, конечно. Есть множество достойных людей, в том числе и на Лайвлибе, кому Айн Рэнд нравится. Как говорили некоторые не к ночи поминаемые последователи Ницше, jedem das seine...

    15
    587