Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цена нелюбви

Лайонел Шрайвер

  • Аватар пользователя
    Аноним14 декабря 2016 г.

    Благополучию - бой!

    Российские издатели в погоне за сентиментальными читательницами переназвали роман, вся мазохистская боль которого сосредоточилась в оригинале – «Нам нужно поговорить о Кевине». Но не только в этом дело. Роман равно раздражает и вызывает восхищение. Лайонел Шрайвер как публицисту удалось взять за живое, болевое, поместив это в нелепую, почти пошлую литературную форму романа в письмах. Раздражающих своей ненатуральностью, а оправдание их смыслу и стилистике обнаруживается только в финале в духе сериального триллера. В общем, главная эмоция на протяжении чтения – раздражение. Но весь фокус в том, что далеко не всегда оно осознается как негативное. Сложные переживания, которые накладываются на него, начинают жить своей жизнью. И это главное достижение публицистического пафоса, который соседствует с атмосферой и персонажами, напоминающими раннего Стивена Кинга. В нечеловеческой инфернальности Кевина писательница сосредоточила и материнские страхи, и увлекательную остроту бульварной литературы. Ты не задумываешься, насколько все эти психические отклонения реалистичны – Кевин обладает завораживающей и разрушающей магией. А потому и не совсем ясна вина главной героини. Где же тут ее нелюбовь к сыну, который вырос убийцей? Такое порождение тьмы невозможно полюбить, а хочется сразу же уничтожить. Довольно умозрительно писательница пытается провести границу между любовью и ненавистью. Она пытается показать, что любовь Евы к мужу и дочери – искреняя, к сыну – механистичная. И эта механика движется вполне изящно, но бездушно. Все основные события книги, от ироничных до кроваво-трагичных – придуманный спектакль о противостоянии личностей на уровне гениальности, противостояние недействия и поступка, фальшивого смирения и провокации. Иными словами, до конца не понятно, чего же хотела Шрайвер – написать очередную надгробную речь Америке от лица представительницы нацменьшинства или попугать читателей крутым психологическим триллером? Шрайвер искусно говорит о политике, передает героине свое мастерство в описании характеров, затрагивает множество тем, равно годящихся для аналитической прессы и глянцевых женских журналов – семейная психология, любовь и бизнес, подростковые комплексы. Все это делает роман довольно-таки рыхлым композиционно, а потому остается чувство неудовлетворённости, неполноценности. То есть, если рассматривать книгу как ужасающее предупреждение человечеству и исследование причин, которые привели к кровавым трагедиям в школах, когда подростки брались за оружие, то не хватает морализаторства, четкого вывода, рецепта. А если это остросюжетная, но при этом умная и тонкая история, то слишком много деталей и лирических отступлений, делающих Еву Качадурян мыслителем как сама автор, но раздражающе неспособной действовать, только любоваться собой и своим горем. И раздражение здесь – негативное.

    5
    133