Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Атлант расправил плечи. В трех книгах. Книга 1

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2016 г.

    Когда же я читала Драйзера? Лет 15 назад? Нет, даже больше. Да и неважно, сколько лет прошло, но буквально с первых страниц именно Драйзер и его знаменитая трилогия "Финансист" пришла на ум. Пришла, зацепилась и осталась.
    Да, несколько различаются события по времени, а в остальном - вот он, производственный роман в действии. Именно не роман на производстве, а роман о производстве, хотя, скорее, здесь больше бизнеса, чем производства.
    Но здесь ключевое слово - утопия. В смысле, утопиться можно. Казалось бы, такие талантливые люди, такие деятельные... Действительно, где талант, там и одиночество. Чувство обиды, сожаления преследует меня на протяжении всей книги, пусть это лишь только первая её часть. Где желания, а где возможности, ну и конечно, как выясняется, деньги решают не всё. Не знаю, решусь ли на продолжение, но мне почему-то кажется, что и первой части вполне достаточно, да и как-то дальнейшие собыиия видятся в таком тумане-обмане, что есть желание просто поставить жирную точку.
    А про одиночество.. Вот Реардэн - он вроде и в семье, и вроде вне её. Ему интересна только его работа, он просто на ней женат. А интересы домашних протекают мимо него, совершенно его не затрагивая, но его не сильно трогает. Вот чистый волк-одиночка, но эгоист ли он до мозга костей? Но он же трудится на благо предприятия, в круг его забот входят и люди, что работают на него. Так что и эгоизм его четко направленный - только не на то, что ему неинтересно. А разве мы с вами другие? Часто мы спешим избежать тех мест, людей, забот, к чему ни душа не лежит, что ни капельку не интересны.
    Цельная, но в то же время несколько одностороняя натура. Наверное, потому что мерилом жизни для него является цель. И он стремится к ней. Как бабочка на огонь, не замечая никого и ничего. Ведь вокруг, помимо того, к чему он стремится, он не видит действительно ничего стоящего, достойного его устремлений, да и из ничего нельзя воздвигнуть нечто, а посему - все побоку, и вперед, и только вперед!
    На самом деле, как пресна, ничтожна и безынтересна жизнь, когда нет достойной цели, стремления покорить вон ту вершину, и неважно, что она собой олицетворяет.
    А она сама, Дэгни Таггарт? Энтузиазм, находчивость, победа любой ценой? И это тоже. Но сначала опять же устремленность к цели и во имя этого желание сделать так, что бы работало и там, где у других не получилось. Пусть даже граничящее с перфекционизмом, потому что в ее руках найти средства и возможности. И она находит. Именно там, где другие позорно провалились.
    "Если звезды зажигают, значит, это кому-то надо". А у Дэгни - "если надо, то звезды будут зажжены".
    Мир дельцов. Что вы представляте, когда слышите эти слова? Теневые операции, фондовую биржу? Да, наверное, не без этого. Но это вторично. А что было вначале? Работа на износ, когда люди создавали свои финансовые, промышленные империи. Перед собой они видели цель, и больше ничто не могло их волновать. Вперед и только вперед! Что их гнало и толкало к этому? Одержимость? Или же это особый тип людей, не похожих на других? Есть их мир и мир остальных, и эти миры никогда не смогут ни соприкоснуться, ни проникнуть друг к другу взаимными симпатиями.
    И конечно никак нельзя обойти стороной идею автора из серии "а давайте-ка сделаем в пику Советам американский социализм с человеческим лицом". Только пока декреты о передаче власти и земли народу не звучат. Пока. Дело касается лишь заводов и фабрик. Они еще на что-то надеются <с иронией>. В смысле - Америка... Ну-ну. Правда, еще возникает ощущение, что кое-кто, кто в свое время задумал приватизировать у нас, тогда еще в Союзе, предприятия, книгу эту изучил вдоль и поперек, и сделал выводы.
    Ну в самом деле, разве это не гимн человеческой мысли, мысли, что уводит вперед из этого мира, стремится все дальше и дальше?


    Здесь столица Возрождения. Второго Возрождения – не картин, писанных масляными красками, и соборов, а нефтяных вышек, электростанций и двигателей из металла Реардэна.

    А что интересно - далеко не сразу я въехала, чем же конкретно эта книга является утопией. Когда то и дело начала натыкаться на Народную Республику Такую-то да Сякую-то - а эти пресловутые республики в наше время совсем и не республики, слава богу, некоторые еще и королевствами называются. А Народные банки и такие же Народные предприятия? Грустно все это, товарищи. И напоследок, скажу - понравился язык, такая вот женская дотошность, да, книга не из легких, в том плане, вроде драматических событий не происходит, но как все же нагнетается атмосфера... И все же мне хочется почитать, что же дальше будет - вот только соберусь с духом...

    9
    88