Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Bone Clocks

David Mitchell

  • Аватар пользователя
    Аноним11 декабря 2016 г.

    Четвертая книга Митчелла в копилке, и мне уже даже не интересно, как он это делает - это уже как с законами физики, почему-то они есть, и это непреложная истина, вот и Митчеллл почему-то может писать по пять-шесть романов сразу, потом протягивать между ними общую ниточку и на выходе получать настоящую литературную магию.

    Что мне одновременно понравилось и не понравилось в "Смертных" - Дэвид решился наконец перестать заигрывать с фэнтези и полноценно с ним работать. Получилось сыровато и не очень убедительно, но на моей стадии плевать-что-то-главное-что-из-под-его-пера зашло на твердую четверочку. Подозреваю, в этом виновата и я сама, любящая эпичность и привыкшая, что если уж есть в истории та самая финальная битва добра со злом, то и размах у нее должен быть соответствующий, чтобы тряслись коленки и стены, и на смерть скакали эорлинги. А это все, конечно, не про Митчелла: у него это хоть и важный, но практически второстепенный момент, пожалуй, скорее фон для событий, чем событие.

    И тут всплывает еще один потрясающий момент этой истории – Холли. Сбылась мечта дурака: Митчелл написал роман, крутящийся вокруг одного человека, и как же круто это выглядит в его исполнении с этим дробящимся на разных людей повествовании, разбегающемся на сотни километров и десятки лет! При этом (самая, наверное, подкупающая для меня сторона историй Дэвида) ни к одному герою, даже самому мерзкому и ужасному, не испытываешь отвращения. Еще одно «как?!», на которое я отчаялась найти ответ – как у него все персонажи получаются настолько человечными? Что бы они ни делали, какие бы не совершали ошибки и преступления, хочется только обнять их и пожалеть, потому что, ох, ну какие же они обычные человечные человеки, которыми двигают совершенно обычные причины. Пожалуй, самое лучшее слово для описания текстов Дэвида – проникновенные. А он еще пробирается всегда так аккуратно, бочком-бочком, и тихонько так спрашивает «псс, сердцеразбивательного порошочка не отсыпать?». И отсыпает. Самосвал или два, и все на голову, без подготовки и объявления войны. И тоже тихонько так, аккуратно – например, парочкой предложений про судьбу полюбившего героя, чьи основная история закончилась, а финал ее откликается эхом в жизни другого персонажа, как с Аиофе или Эда. Вроде пара слов, а сидишь потом как камнепадом пришибленный и не знаешь, что с этим делать. Или постапокалипсис – это вообще, по-моему, коронный митчелловский номер боли, когда вроде все закончилось хорошо, а по ощущениям тебя перемололи в труху, но сверху наклеили пластырь. Ох! До мурашек волшебный и талантливейший человек!

    Последняя добивающая соломинка – появление героев других романов на страницах книги. Не могу вспомнить ни одного не удавшегося или не интересного героя у Митчелла, поэтому просто встретить их еще раз – уже сплошное удовольствие. Но, получается, можно связать между собой разные романы в один большой мир, а это вдвойне круче. Как теперь отделаться от мысли, что секту из «Литературного призрака» создали Анахореты, как не восхищаться волшебной Мо, которую жизнь продолжает бить наотмашь, а она все такая же великолепно храбрая и просто потрясающая?

    Нельзя быть таким прекрасным, просто нельзя! в смысле можно и нужно, дайте два и еще два, и еще двадцать два, Дэвид, вперед!

    16
    414