Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним7 декабря 2016 г.

    L'histoire d'amour et de désir

    Это был прям-таки подвиг - мне достаточно сложно читать очень толстые книги. В особенности классику. В особенности в такой экспериментальной области для меня, как французская литература, к которой я очень скептически отношусь, как и ко всему французскому (за редким исключением). Так что для меня это прям был вызов.

    Но это стоило того, давно хотела же прочитать оригинал, а не знать эту книгу исключительно по нежно любимому мюзиклу. Не могу сказать, что книга вызвала бурю эмоций (она все-таки для более погруженного в прошлое созерцательного чтения, а я в такое настроение очень редко погружаюсь), но приятно удивила, ибо предполагала, что будет совсем все плохо. Хотя характеры героев просчитывались на раз-два да и сюжет простой, но в общем и целом книга хорошая (только поменьше бы она была бы...). С середины книги, когда большое количество описаний всего вокруг было пройдено (теперь я понимаю, почему в отрочестве эта книга вызвала дикое недоумение...), стало интереснее слушать ее - стало больше действий!
    Если продолжить говорить о героях, то не сформировалось у меня любимого героя, поэтому немного впечатлений:

    Эсмеральда у меня не вызывала каких-то сильных положительных или отрицательных эмоций - она вела себя как обычная девушка своего возраста. Да, очень наивная, немного глупенькая и заносчивая, но зато была красивой, живой, честной и, можно сказать, преуспевшей в дрессировке и танцах. И молодость сгубила её, у смерти всегда находятся поводы. Не могу сказать, что она как-то виновата в том, что в нее столько повлюблялось мужчин (сколько человек ее хотели, в каком смысле и как сильно - это уже их личное дело), однако благоразумие стоило проявить. Эсмеральду не могу назвать главной героиней романа, а скорее фактором, символом любви и судьбы, которым она стала в жизни каждого из мужчин. Она была точкой отсчета, от которой развивались ситуации и проявлялись их характеры. Да, я все-таки считаю, что это роман больше о видах любви мужчины к женщине... Поэтому подробнее о мужчинах в романе.

    Квазимодо прекрасно же понимает свое положение в данной ситуации, он не имеет никаких иллюзий по поводу того, что его глубокая нежность к Эсмеральде останется безответной. Он знает все свои недостатки внешности и здоровья. Однакок ажется, Квазимодо не совсем понимает, что вырос храбрым, правильным и добрым человеком. И как по мне - единственный, который думал больше о нежно любимой Эсмеральде, чем о себе. Конечно, ему было неприятно, что красота тянется к красоте, как бабочка на огонь, что Эсмеральда любит Феба, но он, по крайней мере, делал так, чтобы не причинить ей боли или какого-то вреда и защищал ее. Правда и правильное отношение не всегда заметно и не всегда прекрасно снаружи, но оно достойное и чистое изнутри - наверное, так можно было сказать и про Квазимодо.

    Фролло... Эх, какой же он был возвышено-порочный в мюзикле. Хотя уже тогда меня начало смущать то (а в книге это подтвердилось), что он был слегка мазохистом (или не слегка?), и то, что у него было больше метание плоти и желания недополученного тепла, из-за которых его душа и устои слабели, нежели любовь. Эта была навязчивость и одержимость, которая не позволяли отстать от Эсмеральды - уязвленный эгоизм, возможно, не позволял отпустить это воплощение молодости и спонтанности. К Фролло хочется испытывать сострадание - какой ум погибает! - и отвращение одновременно, потому что и он сам, и его духовный сан держали его в ежовых рукавицах, а на протяжении долгого времени это не очень полезно для личности... А расплата за его безумные деяния и потерю себя оказалась так близка и так глуха его словам, даже в прямом смысле, что был разделен и от тела, и от души.

    Феб... о нем сложно сказать что-то еще, кроме того, что есть в книге. Мне только странно то, что на него Эсмеральда смотрела с таким восхищением. Как по мне очень заурядный, расчетливый и сладострастный гордец и солдафон. Да, его не стоит обвинять за то, что он взял и пригласил Эсмеральду (не думаю, что у него мысли заходили дальше ночи, учитывая его характер), но за поведение к невесте, к которой он воспылал только после казуса с цыганкой из-за желания женского тепла, стоит. Но это уже его проблемы, ведь как Гюго намекает, он женился.

    Гренгуар меня порадовал, честно говоря. Хоть он еще тот простофиля, но довольно быстро забывает все плохое и ненужное, практичный, а еще к тому же - везунчик в играх со виселицей. Правда, его витания в облаках заставляли меня хихикнуть, а постоянные мысли о козе отсылали к цитате из того самого пересказа Евгения Онегнина...

    По поводу женщин - меня тронула история Пакетты. Да и ее воссоединение с дочерью, хотя оно так трагично совпало... Слез у меня не было, но сострадания и печали - наоборот хоть отбавляй!
    Флер де Лис... не знаю, она прошла мимо меня, хотя ожидала большего. Зато на ней очень хорошо показывается поведение приличных девушек того времени.

    И теперь, после прочтения книги мой любимый мюзикл, который я чуть ли не наизусть знаю с малых лет, кажется мне довольно возвышенным, мягким и в отдалении стоящим. Там же 1-3 главы за песню! Да и некоторые линии опущены или искажены (иначе просто было б очень тяжко и не так все динамично). Но мне он не перестал нравиться, просто он в моем сознании немного о другом и немного в других красках, нежели сама книга.

    А теперь про одно отступление в "Соборе...". Меня аж передернуло на 2ой главе 5ой книги. А все из-за того, что это чистое пророчество-рассуждение на тему увеличения количества информации и ее доступности! Это и сейчас очень актуально, ведь информация или какое-то творение рук человека легче идет через ноль-ноль-один-ноль компьютера. Уже и бумага потихоньку отживает свое величие и отдает корону кодам... И ее уже море, а расстояния от Земли до Луны не хватит, хотя и каждый может внести свою лепту, как писал Гюго о книгопечатание. Ведь теперь даже не нужно срубать деревья, заправлять чернила в ручки или машины, тем более брать в руки инструменты и выдалбывать письмена знаки и картинки. В этом потоке информации можно захлебнуться, если не прикладывать усилий к ее созданию и выбору нужного. Она сейчас уже порабощает и перегружает людей. Правда, не хватает этой весомости, неутолимой работы, вдумчивости и величия, которая была в других видах распространения раньше.
    Новое всегда будет брать от старого, перерабатывать его и на основе сотворять свое - иное или похожее, но к этому вечному ребенку новаторства нужно подходить не с количественным подходом, а качественным, однако, как и в прошлые века, мало кому было интересно, что твориться на задворках, в малочисленных группах людей, умы которых устремлены в будущее, а желания - сохранить наследие и качество прошлого. Всех на костер, всех под одну гребенку - в общем, прячьтесь, ребята. А потом ваши кости найдут через сто-двести лет - о, ананке...

    24
    208