Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним7 декабря 2016 г.

    Книги Дафны дю Морье подобны вину - сладкие, тягучие, пряные, а то и резкие, холодные, агрессивные, - но в любом случае это всегда вина экстракласса, с многолетней выдержкой, из самых дорогих погребов. Любой роман этого автора настраивает читателя на нечто неторопливое, добротное, как старый дуб, с неповторимой атмосферой как самой Англии, так и эмоциональным фоном самой истории. Мягкий поток простых и точных слов обволакивает, погружает в историю. «Козёл отпущения» не стал исключением. Рассказчица постаралась на славу, и перед нами очередной роман с родовым поместьем, загадками, непростыми решениями и логичным, но грустным концом.

    Закрутка сюжета проста: однажды профессор из Англии с типичным английским именем Джон, путешествуя по Франции, встретил местного помещика с типичным французским именем Жан. И всё бы ничего, но оказалось, что с виду они идентичные близнецы. Смешно, согласна. Но примем это как факт, ибо это необычайное сходство было необходимо для дальнейшего развития событий. Разумеется, получается так, что мужчины меняются жизнями. Одинокий профессор сей же час становится хозяином крупного поместья и стекольной фабрики, мужем, сыном, отцом, братом, любовником. Ничего не зная ни о том, кого он подменяет, ни о его близких, да вообще ни о чём не зная, он пытается прижиться в своей новой семье.

    Роман читается на одном дыхании. И если не задумываться о том, насколько нереально стопроцентное сходство героев, когда ни родная мать, ни жена, ни дочь не замечают ничего необычного, когда из их уст звучит абсолютно одинаковая речь (один «близнец» француз, а второй – англичанин!), то вполне возможно получить максимум удовольствия от книги. Попав в чужую жизнь, Джон обнаруживает застарелые и кровоточащие раны семьи. Так выясняется, что у Жана ни с кем не было нормальных отношений, разве что с дочерью всё было неплохо. Француз за свою жизнь успел накосячить во всех направлениях. И Джон, которого сначала захватил дух авантюризма, начинает потихоньку ужасаться той пропасти, которая образовалась между Жаном и членами его семьи. А затем он зачем-то начинает клеить и латать.

    Концовка мне и понравилась и не понравилась. Понимаю, что вариантов было, в общем-то, немного, и тот, что предложила Дафна дю Морье, он самый логичный и жизненный. Но вот душа, ясно дело, просила сказки. А у тех робких ростков, которые посадил Джон, может быть совершенно разная судьба.

    21
    138