Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Неточка Незванова

Ф. М. Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним7 декабря 2016 г.

    Радио «Поверхность-FM». Выпуск 3

    «Сверх того, я была слишком благодарна Александре Михайловне за то, что с каждым днём она всё более и более заставляла так любить себя. Мадам Леотар и невдомёк было, что таким образом, мало-помалу, уравнивалось и приходило в стройную гармонию всё, что прежде поднималось из души неправильно, преждевременно-бурно и до чего доходило моё детское сердце, всё изъязвленное, с мучительной болью»

    I
    Первым бросается в глаза, что повествование заканчивается в момент наивысшего напряжения. Я даже недоверчиво разглядывала следующую страницу с комментариями к тому, может быть, рассчитывая на то, что в глазах прояснится. Со своим школярским подходом («чистые впечатления в начале, справочники потом») я, естественно, и не подозревала, что эта повесть переделана из неоконченного романа. Чтение незавершённых произведений требует определённой сноровки и чёрствости сердца, а главное — внутренней подготовки, поэтому удар оказался болезненным. И сейчас я не могу думать ни о чём другом, кроме того, каким бы это был роман. Соответственно, первая половина выпуска именно о романе.
    Многое осталось недосказанным (неожиданно, правда?). К чему вёл подробный рассказ об отце-артисте (период АЕ)? Он был бы логичен, если бы дальше описывалась судьба героини как артистки и прописывались автономные связки внутри романа. Или зачем такой подробный рассказ об отношениях с Катей (период КХ)? Эта встреча также просит логического развития, как и многое другое в произведении. Даже если сделать скидку на происхождение повести, чувствуется, что автор не особенно старался переделать в неё роман.
    Как ни крути, жизнь Неточки с Александрой Михайловной (период АМ) — это переломный момент романа. Чтение напоминало подъём в гору: у основания (АЕ) мы знакомимся с маленькой девочкой, вместе с ней постигаем её печальную жизнь. Потом поднимаемся выше (КХ) — и в социальном, и в духовном плане, но мы всё ещё на склоне горы, с которого ничего не стоит сорваться. И вот, наконец, мы на вершине (АМ) — Неточка снова становится дочерью, но на сей раз безоговорочно любимой и лелеимой; у неё раскрывается талант, она практически выздоравливает духовно, набирается решимости и даже даёт отпор тому, кого ненавидит. Далее равновозможны два варианта: 1. Вершина оказывается всего лишь пиком на пути к ещё более головокружительным высотам, Неточка совершенствуется, её отношения с Катей уже иные, чем ранее, а обращение с талантом не такое, как у отца (и всё это без акцента, мимоходом). 2. Неточка спускается с вершины, преодолевая и отношения с Катей, и судьбу отца (в обратном порядке) и оказывается у подножия «горы». И я даже не могу сказать, что это однозначно плохой конец. Но невозможно не задаваться вопросом, что ждало бы читателя дальше? Героиня смогла дать отпор человеку, которого ненавидит, — сможет ли она и в дальнейшем так же бороться за свои чувства, идеалы, мечты, талант? Конечно, я ещё недостаточно хорошо знаю Достоевского и его образ мыслей, поэтому не могу утверждать, что всё было бы так. Будет даже интересно вернуться к этому вопросу, когда закончу с его творчеством и буду знать немного больше.

    II
    Если примириться с реальностью и воспринимать повесть как повесть, то сами собой напрашиваются некоторые выводы.
    Внутренняя жизнь героини, её отношения с внешним миром описываются через её любовь к трём людям — отцу, княжне и приёмной матери. Первая любовь нездоровая, слепая, неправильная. Вторая любовь нездоровая, страстная, но к человеку, который достоен этой самой любви. Третья — избирает своим объектом не только достойного человека, но и пробуждает самые чистые, искренние, дочерние чувства. Т.е. мы наблюдаем детство и юность героини, её взросление и духовное развитие — от резко негативного опыта к положительному. Сама героиня это отмечает.
    Деление жизни Неточки на три периода никуда не исчезает. И в повести, и в романе Ефимов, княжна Катя и Александра Михайловна через самое себя выражают внутренний мир героини. Заезженное выражение, что ребёнок как губка впитывает в себя всё, здесь подходит как нельзя лучше: Неточка, не имея ничего своего, полностью перенимает мир того, кого любит, в чём-то даже облагораживая каждого из них своей любовью.
    Для повести не так уж важно, что в дальнейшем случится с талантом девочки, не важно, каким станет характер повзрослевшей Аннеты и какую жизнь она будет вести. Здесь и сейчас мы видит ребёнка, который старается найти своё место в мире и своим чистым детским сердцем дарит близким столько любви, на сколько способен.

    В третий раз я не попалась на удочку своего замусоренного сознания и не стала с первых же строк ассоциировать себя с главной героиней — в кои то веки, как говорится. Хотя и отметила, когда девочка открыла для себя библиотеку, что я в чём-то спустя полтора столетия повторила её путь — точно так же и примерно в таком же возрасте взахлёб читала, точно так же жила в обособленном вымышленном мире, порой теряя всякую связь с реальностью, точно так же не видела ничего вокруг, читая то, что вообще-то читать мне было рано. Я всё думаю, отчего так часто провожу подобные параллели между собой и героями Достоевского? Почему вижу так много общего? То есть давно и не мною замечено, что каждый человек в первую очередь обращает внимание на то, что ему в данный момент ближе, в той или иной степени ищет в искусстве и людях самое себя, своё отражение или хотя бы свою тень. Но не в моих же масштабах и не только в книгах Достоевского! Может быть, есть в его персонажах что-то такое, что действительно близко каждому? Или же дело в том, что мы воспитывались в среде, выросшей на Достоевском? Ведь его романы достаточно значимы, чтобы оказать подспудное влияние на целые поколения. Или нет? Столько вопросов...

    Так или иначе, из трёх повестей первого тома «Неточка Незванова» была последней — и по стилистике, писательской манере, сюжетным ходам понравилась мне больше всего. Впервые я услышала скрытую мелодичность в языке автора, уже не запиналась на каждом обороте и не теряла мысль после каждой запятой. И хотя «Бедные люди» и «Белые ночи» произвели на меня впечатление по личным мотивам, всё же «Неточка Незванова» понравилась мне как произведение более высокого уровня, пожалуй, в чём-то и более глубокое.

    ...«Детское сердце» - это сердце ребёнка или сердце, наивное, как дитя?

    9
    211