Рецензия на книгу
The Elegance of the Hedgehog
Muriel Barbery
Аноним21 сентября 2010 г.Я взяла с полки "Элегантность ежика", когда решила, что читать второй том Достоевского подряд нельзя и нужно отвлечься на что-то легкое. Отвлеклась.
Аннотация и оглавление не сильно вводят в курс дела, так что я не представляла, о чем буду читать. Я буду занудна, но первое, что бросилось в глаза - оформление текста. Названия глав и подглав с маленькой буквы вызвали приступ неконтролируемого страха перед этим изданием, но я сдержалась и начала читать.Пожалуй, если бы у меня не было патологической потребности дочитывать книги, раз уж начала, и на столе меня не ждал Достоевский, я бы бросила еще до сотой страницы.
Образ старой консьержки с непонятной биографией, рассуждающей о феноменологии Гуссерля и философии Канта и описывающей свою тщательную "двойную жизнь" - сильно не тот образ, которого я ожидала, который хотела увидеть и который вообще мог бы быть мне приятен. Вторая главная героиня вызвала у меня едва ли не бо́льшую неприязнь: двенадцатилетняя дочка богатых родителей, развитая не по годам, хвастающая своим умом, критикующая и едва ли не презирающая всё и всех, и к тому же с суицидными планами на будущее. Не самый чудный образ.
Но по старым причинам я продолжала читать эти записки консьержки, асоциальной любительницы русской классической литературы, и предсмертные дневники девочки-подростка.
Сама форма повествования, сюжет (популярная тема родства не первый взгляд незнакомых и совершенно чуждых друг другу людей - надоела), язык перевода и, по-видимому, стиль оригинала наводили тоску. Я никак не могла понять, где злосчастная элегантность ёжика.
Рассуждения о Толстом, феноменологии, грамматике и - о ужас! - нарративных системах сначала умиляют наивностью и не очень-то уместностью, но быстро начинают этим же и раздражать. Когда пошла речь об идеальной Японии, я чуть не взвыла. Все это наивно, обычно и поверхностно.
Я бы еще поняла восторги (насколько я понимаю, на западе книга очень популярна), если бы автор находила в жизни обычных богатых и не очень людей что-то особенное, какие-то милые мелочи и банальные вневременные истины... Но нет. У героев - жалобы, презрение, кусок самодовольства, и на этом всё.Итак, дочитав до конца, говорю: мило. Мило, но этот роман не открыл мне глаза на мир, даже не начал их открывать.
Эта книга попадает в категорию "главное осилить первые 150 страниц, через 150 становится интересно". Но, наверное, на вопрос - а стоит ли? я бы ответила: нет.(P.s. А никакой элегантности я не нашла.)
816