Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голова профессора Доуэля

Александр Беляев

  • Аватар пользователя
    Аноним6 декабря 2016 г.

    Когда повзрослеешь - становится страшно

    Это был такой хороший день. Я снова бралась за Беляева - Беляева! - какая радостная ностальгия, ведь я так любила в детстве и "Последнего человека из Атлантиды", и "Мертвую голову", и все те его вещи, названий, да и сюжетов которых уже не припомню точно, только вот это спокойное удовлетворение текстом.
    Я открыла "Голову профессора Доуэля". Начала делать приятные открытия - шаблонный мир приключенческого романа не раздражал, интрига, на первый взгляд слишком мелодраматическая, наверняка вот-вот уйдет в хитрую перипетию, задумка со сшиванием голов и тел вот-вот получит неожиданное развитие, ведь мы уже видим, как тело влияет на голову и т.д.
    Страниц 50-80 на самообмане, ожиданиях и вере в символ русской фантастики, ведь Беляев, ведь такая судьба!

    Роман третьесортный, переполненный клише под завязку, тут и злодейский злодей, и гениальный ученый у него в плену, и прекрасная дева, и жаждущий правды сын, и глупая певичка, и её случайный поклонник художник, и ужасная психбольница - чистая крепость, которую не взять даже штурмом - и страдающая старушка-мать... Они ведь даже для клише сделаны из рук вон плохо. Вначале это действительно не бросается в глаза, темп замедлен и развитие действия ещё более-менее органично - но потом начинается что-то несусветное, у головы обнаруживается сын, певичка внезапно улетает за чужой счет на тропический остров, чтоб столкнуться с ним и каким-то образом с ним связанным поклонником тела, которое ей пришили, а он художник и... Я просто не могу пересказывать дальше, целый ворох никак не подготовленных событий падает на читателя снежной лавиной, скорость развития событий зашкаливает, потому что читатель может приглядеться и увидеть торчащие отовсюду нитки. Читатель может спросить "Почему?" и продолжать спрашивать почти без перерыва, потому что каждая новая сцена вносит ещё большую путаницу в произведение, начиная вообще от процесса оживления голов и тел, а также реакций героев (почему если сын был, а не возник из воздуха к n-ной странице, Доуэль не попросил Мари с ним связаться? Почему Мари вообще тянула время пока её не поймали и не упекли? и т.д.) заканчивая всеми теми удивительными совпадениями, которые должны не только связать две части романа вместе, но на которых кособоко стоят все повороты сюжета, кульминация и развязка.

    Самое грустное - терять любимого автора. Потому что даже если анализировать свои воспоминания о том, "как это было", понимаешь, что просто не замечал огрех, хотя было отчего возвести очи долу.
    Но ведь нравилось! Но ведь меняло как-то, раскрашивало мир.
    Вернуться, что ли, к Туве Янссон, уж в ней-то можно быть уверенным всегда.

    12
    227