Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иуда Искариот: рассказы

Леонид Андреев

  • Аватар пользователя
    Аноним5 декабря 2016 г.

    Не стала оценивать, хотя с литературной точки зрения очевидно, что вещь очень сильная. Читаешь и пробрает до мурашек. В художественном смысле надо ставить самые лучшие баллы. Но сама история мне совсем не нравится - жертвоприношение, более того, жертвоприношение собственного сына, ради благой цели.

    Мне нравится Новый Завет именно тем, что он не такой жестокий, как Ветхий. Практически не жестокий. Возлюби ближнего своего. Блаженны нищие духом. Подставь другую щеку. И так далее. Но жертвоприношение есть и в Ветхом и в Новом Завете. В Ветхом - Авраам ведет своего сына к жертвенному камню - сам толком не зная, почему. Он получил такое указание и не может ослушаться. А Бог смотрит сверху - достаточно ли послушен мне этот человек?

    В Новом Завете цель более ясна и благородна - умереть и воскреснуть, принести жертву и искупить грехи. Достучаться до множества сердец, обратив их в новую веру. Всё лучше слепого послушаения, но всё равно - сын приносится в жертву ради... Получается, что даже в Новом Завете цель оправдывает средства?

    Леонид Андреев так описывает библейские события, что мы видим - здесь нет предателя и жертвы. Здесь две жертвы, а может быть, еще и больше. Из-за этой страшной темы - жертвование собой и жертвование самым близким человеком - и из-за высокого мастерства писателя - роман выходит просто убойным. Его тяжело читать с открытым сердцем - проникая внутрь, слова разносят в клочки и причиняют страшную боль. Можно сказать, что я читала с прищуренными глазами, чтобы, не дай бог, не проникнуться происходящим во всю силу. Иначе, боюсь, пришлось бы побежать в сад, кричать там и грозить высокому небу, ужасно богохульствуя. Ведь всё очень несправедливо получилось: Иуда любил Иисуса и хотел сделать как лучше - и он стал орудием божиим и привел высший план в исполнение, за что же ему такая судьба?

    Но мне не хочется сейчас вдаваться в библейские трактовки и объяснения. Вместо этого замечу вот что: насколько меняется взгляд поколений. Я и мои друзья, в 80-х читавшие Стругацких как своего рода Библию и учебник жизни, как-то сразу и безболезненно приняли версию о мотивах Иуды, изложенную в "Отягощенных злом". И поэтому книга Леонида Андреева не стала для меня откровением - вроде как, мы это уж давно знали. Может статься, что лет через 100 его имя больше не будет нарицательным именем предателя. Просто человек в сложных обстоятельствах. Или даже герой. Может быть, это будет даже справедливо.

    13
    75