Рецензия на книгу
Ляльковий дім
Генрік Ібсен
Wolf_Theodor3 декабря 2016 г.Для той эпохи произведения Ибсена были слишком провокационны: он смел открыто обсуждать проблемы наследственности, внебрачных связей, инцеста и вольнодумства, ставил на одну доску с падшими женщинами падших мужчин, подверг сомнению институт брака, авторитарное воспитание и религию, выступал против общественных порядков, ходячей морали, неписанных законов ханжеского общества, внешне соблюдающего приличия. "Кукольный дом" не исключение.
Ханжеское общественное мнение гласит устами одного из героев «Кукольного дома» Хельмера: «У певчей пташки горлышко должно быть всегда чисто, ни единого фальшивого звука!» За его речами о нравственности скрывается нежелание терпеть фамильярность неприятного сослуживца, нежелание запятнать свою безупречную репутацию – это единственное, что его заботит. Однако случается беда, причиной которой становится его жена, Нора. Спустя годы ее "преступление" раскрывается, и из «любимой женушки» она мгновенно превращается в «легкомысленную женщину». Чувства якобы обожаемой жены, а на самом деле милой игрушки мужа нисколько не интересуют. Ее жертва во имя любви превращается в ее грех и ложь. Когда она предлагает покончить с собой, Хельмер говорит, что ему до этого нет никакого дела, раз его репутация погублена.
Когда все благополучно разрешается, Нора немедленно получает оправдание и прощение – правда, при условии: она останется маленькой беспомощной птичкой, не способной на самостоятельные поступки и решения, ее отлучат от детей, чтобы они не выросли лгунами, как она. Нора саркастически благодарит мужа за столь снисходительное прощение – и уходит из дома, чтобы сбросить с себя маскарадный костюм маленькой девочки. Всю пьесу она старалась понять свою истинную ценность для мужа, свою роль в его глазах. Но слова срываются с его языка: он ее не ценит, не любит и не уважает. Она для него – красивое дополнение, необходимое для создания образа добропорядочной семьи чиновника безупречной службы.
Нора уже не может смириться с несправедливостью – ведь она столько сделала для него, ведь она столько может! Фальшь, на которой был основан их брак, открывается во всей своей неприглядности. Она, оказывается, никогда не была счастлива, а только послушно-весела. Она осознает, что муж никогда не заводил с ней серьезной беседы, потому что «это было не по ее части».
Однако Нора больше не может терпеть такого отношения. Все, во что она верила, оказалось ложью. Ее дом оказался всего лишь большим кукольным домом – сначала у нее были игрушечные куколки, потом куколки-детки. И сама она была куколкой – сначала для отца, а потом для мужа. Она была маленькой певчей пташкой и послушно принимала на веру все, что ей говорили. Но теперь она решает стать независимой от ходячего мнения, чужого толка, воспитать себя. Обязанности перед самой собой она считает более важными, чем обязанности перед законным мужем и детьми. Любовь обернулась самообманом, счастливый брак – добропорядочной показухой. И теперь Нора хочет понять, кто же прав – общество, по законам которого она является преступницей, или же она сама. И она просто уходит из дома.
32298