Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    top_or30 ноября 2016 г.

    Последствия-шмаследствия

    Первый научно-фантастический... Бла-бла-бла... Романтизм-сентементализм... Бла-бла-бла... Трудно быть богом... Бла-бла-бла... Не судите... Бла-бла-бла... У девочки в 19 лет.

    Да, я прочитала все рецензии на эту книгу на лайвлибе. Считаться с мнением человека, который проводит таким образом воскресенье, - последнее дело. Но не могу молчать.

    Ребят, ну вы чо? Серьезно? О чем после этой книги хочется поговорить - это "кто хуже - Виктор или его создание?"? Или кто там самый несчастный? Ответ большинства, кстати: "а Виктора вообще не жалко". И тут же люди, только что оправдавшие убийство обиженной душой ребёнка, не дают себе ни капли труда, чтоб задуматься: раз уж мы ищем оправдания поступкам, нет ли причин у Виктора-то? Смело утверждающие, что им двигало не что другое как гордыня, праздность и тому подобное, - чем вы отличаетесь от крестьян, судящих по виду монстра о его, простите, душе? "Ведь у него была такая обеспеченная семья! Чтойта он?". Ребят, ну вы чооо?
    Ведь девочка 19 лет в начале 19 века, до всякого Толстого, до всякого Достоевского, задолго до Фрейда, в конце концов, не просто для связки слов обозначила не два, не три, а четыре поколения этой несчастной семьи (по-вашему, конечно, она это от безделья). Если искать виноватых, то давайте уж вместо Виктора кивать на его мамочку-овцу, считающую, например, что дарить человека человеку - это норм. Ну или на дедулю-кретина, превращающего жизнь дочери в ад из-за понятий "чести", неуместных даже с учётом времени и места. Вот где гордыня-то непомерная, если на то пошло. Но это вообще никому не интересно. Как так вышло? И какой тогда смысл жить в 21 веке? Вот что меня гнетёт.

    А ведь если даже бегло ознакомиться с биографией бедняжки Шелли, то становится ясно, откуда такие сны у девочки в 19 лет. Непонятно (лично мне) откуда у неё и тогда взялось столько мозга и столько сердца, чтоб на основании них написать произведение, столь достойное по своей задумке века двадцать первого, и столь точного местами в причинно-следственных поведенческих связях, о которых тогда не принято было задумываться (да и тут многие восклицают: "чота я нипонял, он дурак штоль?"). Это ведь нынче только широкие массы начали признавать, насколько же мы все до единого обусловлены. Потому что все - супергерои, а значит: никто не супергерой. Всем где-то не повезло, и все где-то потенциальные, а местами и очень реальные, сволочи. Потому что до этого не повезло кому-то ещё, и ещё. И разомкнуть этот круг - задача, близкая к невозможной! Вот в чем смысл, вот о чем убивалась бедная «девочка» (и я вместе с ней). Конечно, психологизм довольно схематичен – как и натуралистическая часть. Но – еще раз – все это до Достоевского, до Уэллса, среди вечно бухих полудурочных поэтов-романтиков.
    И насколько же каждый заслужил капельку сочувствия, которого, кстати, не обломилось никому из героев - по той или другой причине. Конечно, можно ещё поговорить о том, что сочувствие должно ещё где-то и заканчиваться. Но на данном этапе эволюции, я так прикидываю, это будет актуально лет через двести. Или, судя по местным рецензиям, примерно никогда.

    И наконец, у меня челюсти сводит от людей, недовольных слишком частыми нервными обмороками и болезнями, под девизом "немужикштоль". Да чтоб вам пусто было, современные стоики, научившиеся отключать мозг и при этом сохранять видимость сознания, выражающуюся в поисках виноватых, третьесортном циничном остроумии и сыпанье куртуазными цитатами. Могу только догадываться: вас тоже мамочка мало жалела в детстве, вас теперь пожалеть пора. Но тут уж мой личный лимит сочувствия исчерпан.

    Очевидно, что мне жутко не хватает диалога. Очевидно, что создание Франкенштейна - это я. И Виктор - это я. Но и каждый. Точно говорю.

    6
    75