Рецензия на книгу
Башня Ласточки
Анджей Сапковский
Аноним29 ноября 2016 г.Люди выдают, чтобы спасти свою шкуру и жизнь, но когда хотят отомстить – лгут.Вселенная ведьмака съела мой мозг. Пожалуй, ни один цикл меня не затягивал в свои глубины настолько сильно, что хотелось взять и сесть за составление истории мира. Даже "Летописи Разлома" Ника Перумова торкнули меня не настолько сильно, хотя Вселенная Упорядоченного расписана ничуть не хуже. До "Властелина Колец", конечно, ещё далеко, даже с учётом того, что книг я ещё и не читала, а основываю свою любовь только на фильмах, при этом отпуская шуточки из мира Средиземья с завидной регулярностью, заставляя несведущих людей ловить фейспалмы и закатывать глаза, а знающих похихикивать в ответ.
"Башня ласточки" производит весьма двойственное впечатление. С одной стороны в книге всё больше и больше разворачивается действия Второй войны с Нильфгаардом, крепче затягиваются узлы государственных интриг, стягиваются в единое целое линии пророчеств и предназначений, а вот дороги главных героев расходятся всё дальше и дальше, и это всё безумно круто; а с другой - эти события настолько запутаны, расположившись при этом совершенно не в хронологическом порядке, что под конец повествования (до того, как последними широкими мазками автор разъясняет все неточности и недомолвки) мозг просто машет белым флагом и орёт благим матом, умоляя его спасти. До какого-то момента я ещё пыталась упорядочить во времени всё происходящее, но ближе к середине бросила это гиблое дело и просто следила за числами, чтобы уж совсем не запутаться.
Если я правильно поняла и моё восприятие времени меня не подводит, то всё действие во времени разворачивается где-то в пределах с конца августа по ноябрь. И всё было бы ничего, но рассказ в этих самых пределах прыгает из одного дня месяца в другой, с конца ноября в начала сентября, с середины октября и сразу вообще в следующий год. Мне это, кстати, напомнило прыжки самой Цири - беспорядочные и хаотичные, они, в конце концов, сложились в единую картину, заставив перед этим изрядно попотеть. Мне было в этом плане вдвойне тяжело, потому что с моей повёрнутостью на почве точных дат я просто с ума сходила от непоняток, почему Цири уже очнулась в конце сентября, а Геральт чуть ли не в этой же главе только-только в начале этого же месяца на мосту через Яругу воевал, а Йеннифэр у нас тут вообще стала Йеннифэр Шрёдингера, ибо в одной главе для героев она была и жива, и мертва одновременно. Однако - это ещё не самое ужасное, что есть в этой книге. Тотальный армагидец начинается, когда две основные линии (Геральта и Цири) начинают множиться, расползаться, разветвляться и переплетаться; когда о Цири рассказывает не только она сама, но и некая бандитка на допросе в Нильфгаарде (год спустя, кстати), посланная её поймать; когда желающих поймать Цири и убить/доставить к Эмгыру/замучать/использовать в других целях становиться настолько много, что каждому из них отводиться собственная сюжетная ветвь; когда Ложа ищет Цири ради собственных "благих целей во имя магии" и хочет выдать её замуж по собственным расчётам, Йеннифэр банально не хочет с ней сотрудничать, потому что любит Цири как дочь, и начинает муть собственную воду; когда Геральт в поисках Цири всегда идёт не туда, сворачивая в последнюю секунду, ввязываясь вместе с этим в кучу всяких неприятностей и получая часто по первое число; когда... ой, короче, эта книга являет собой отличный пример литературы, в которой всё плохо настолько, насколько вообще может быть плохо человеку.
Сначала я хотела попробовать расположить ВСЕ события в хронологическом порядке, но потом поняла, что на это уйдёт слишком много времени, и решила просто разбить персонажей на группы, помимо главных, конечно, и рассмотреть только лишь их действия по порядку, а вывод уже тогда сделать будет проще.
Кто-то где-то писал, что хотел бы быть на месте Цири. Читаю сейчас "Башню Ласточки" и понимаю, что я не хотела бы... (с) из комментариев в твиттере1. Да, начнём с Цири. Почти вся книга так или иначе посвящена ей: Цири ищут, её пытаются убить, её используют, её спасают, с ней дерутся, она кого-то убивает, её кто-то убивает, её лечат, она рассказывает свою историю, она куда-то едет, за ней гоняться, ну и так далее в таком же духе. Косвенно она поприсутствует во всей книге, но и физически, так сказать, играет в ней, пожалуй, первую роль. Прыжки во времени и пространстве начинаются буквально с самого появления Цири на болотах, когда её находит раненую философ в отставке Высогота, и происходит это через четыре дня после Эквинокция (25 сентября кажись, точно не скажу). Он залечивает ей страшную рану на лице, а она потом, прийдя в себя, рассказывает ему историю, повествующую о том, как она дошла до жизни такой. Начинается она ещё со времени её жизни с бандой Крыс, разбоев, грабижей, беспорядочных гулянок, алкоголя, фисштеха и татушек (это ещё лето было). Да, я немного прифегела, узнав, что Цири баловалась наркотой и у неё есть татушка розы в паху, но то ладно, разбойники, что с них взять. Тут стоит отметить, что Цири довольно долго отвергала свою силу, своё происхождение и своё прошлое, но в какой-то момент осознала, что она всё же не всю жизнь бродяжничала. Это-то и спасло ей жизнь. Ну, как спасло, она всего лишь не увидела, как Крыс в целом, ставших ей друзьями, и Мистле в частности, которую она любила, шматуют аки куски мяса на бойне. Следующие пару месяцев в её жизни были воистину самыми худшими в её пятнадцатилетней жизни: побои, жизнь на поводке, унижения, пытки, бои на арене и постоянное напоминание перед глазами, что вот этот человек, который пользуется ею как вещью, убил её друзей и любимого человека, а она не может его достать. Пожалуй, это была самая страшная пытка, видеть перед собой ненавистное лицо и не в силах дотянуться до него, дабы вцепиться. Таким образом прошло месяца полтора, а потом выдалась возможность сбежать, чем Цири непременула воспользоваться. Без крови (как её, так и чужой) не обошлось. Ещё месяц Цири провела с Высоготой на болотах, лечась и рассказывая свою историю хоть кому-нибудь, ибо ноша была слишком тяжела для её лет, и в конце октября в Ночь Духов отправилась в дальнейший путь, предварительно вырезав несколько своих преследоватей. Сколько она добиралась до Башни Ласточки - фиг его знает, но именно в ней она разобралась в себе, собственных силах и возможностях.
Цири очень противоречивый персонаж. Воспитанная в равной степени чародейками и ведьмаками, она взяла от них всё самое сильное и наложила на собственные возможности Старшей крови, став воистину очень сильной. Она несколько благородная, упрямая и прямолинейная, не умеющая держать язык за зубами и вовремя остановиться, как её названный отец Геральт. Она независимая, знающая себе цену как её названная мать Йеннифэр и сестра Трис, хотя тут ей не хватает их хитрости и изворотливости. Соединив это, Цири заимела себе воистину несгибаемую волю и стальной характер, позволяющий ей не ломаться под ударами Судьбы любой силы.
2. Следующий по важности и количеству места, уделённого ему в книге - Геральт и его славная компашка в составе Лютика, Кагыра, Мильвы и Региса. Самое интересное, что с самого начал книги они шли к друидам, дабы те помогли им выяснить где находиться Цири, но вышло это у них только почти в самом конце. Пошвыряло их знатно: то Геральт с Лютиков в плен попадут, то в битву какую непредвиденную, то с разбойниками столкнуться, то украдут кого-то из них, то, оказывается, их уже убийцы поджидают, причём, весьма просвещённые о составе и планах команды ещё до того, как сама команда их узнает, то проводниками заделаются, то друиды с места на место переходят, то ещё какая пакость приключиться. К тому же в рядах у них неладное твориться, ибо Геральт Кагыру так и не доверяет. Ну, не доверял. До момента, когда они с парнишкой сначала друг другу зубы пересчитали, потом Мильва им с помощью ремня с пряжкой показал, где раки зимуют и что она вообще об этом всём думает, а потом, через некоторое время, только чудом избежав смерти в западне так особо ничего и не добившись, Кагыр поведал историю своего знакомства с Цири. Именно тогда Геральт понял, что перед ним человек, который, как и он сам, желает спасти Цири и готов, если потребуется, отдать за это жизнь.
Команда у них, конечно, очень пёстрая. Ведьмак Геральт с зашоренными глазами, видевший перед собой только Цири и больше никого; поэт и трубадур Лютик, чьи мотивы и желания несколько туманны, ведь он и сам, как видно, не совсем понимает, зачем прётся вместе с воинами, по сути, в этом опасном путешествии, ибо спасение Цири - это, конечно, дело благое, но инстинкт-то самосохранения присутствовать тоже должен; лучница Мильва, отправившаяся с Геральтом в виду некой привязанности к ведьмаку и не совсем понятных даже ей самой чувств и принципов, потерявшая в этом походе уже слишком много; Кагыр, влюблённый в Цири и желающий всего лишь спасти её и посмотреть на девушку; вампир Регис, чьи мотивы и желания я и вовсе анализировать не возьмусь; ну и плюс, в одном городке к ним ещё одна деваха пристала, спасённая Геральтом от виселицы, чьё имя, если честно, я не помню. Пройдя огонь, воду и медные трубы, они так добрались до друидов, которые расположились в Туссенте. Помогут ли они им? Это уже другой вопрос. Единственное, в чём я точно уверена, так это в том, что Геральта было бессовестно мало. Настолько мало, что я даже прочувствовать его толком не успела и единственное, что поняла, так это то, что он искренне считает Йеннифэр предательницей, и то только потому, что сама её особо не люблю, хоть убейте.
3. Что касается самой Йеннифэр, то тут всё сложно. После бунта на Танедде, её спасла эльфья магичка Францеска Финдабаир, которая сейчас в Доль Блаттане правит, преследуя какие-то собственные цели. Когда она привела Йеннифэр на общий сбор Ложи чародеек, где её все считали предательницей наравне с Вильгефорцем, та сбежала, телепортнувшись на Скеллиге, ибо явно не поддерживала планы Ложи, касательно Цири, в этом ей стоит поставить плюс. На самом деле, Йеннифэр в этой книге показала себя с очень хорошей стороны. Она пошла против планов Ложи, хотя прекрасно понимала, что в случае чего эти бабёнки достанут её откуда угодно, но счастье Цири было для неё важнее собственного будущего; она обратилась за помощью к Краху ан Крайту, хотя он, как и все, в общем-то, считал её предательницей; она была готова пойти навстречу Ложе, лишь бы они спасли Цири; она рисковала жизнью; и, в конце концов, ни под какими пытками они не стала помогать Вильгефорцу, сканом ища Цири, хотя и выдала таким образом Геральта, хотя тут я её не виню, ведь кто-кто, а Геральт сможет о себе позаботиться в любой ситуации. Я не очень люблю Йеннифэр, буквально с первой книги. Хотя, куда там, с игры я её уже не люблю, но тут её действия располагали к определённого вида симпатии.
4. Стоит так же упомянуть отдельно и Ложа чародеек в полном её составе: Филиппа Эйльхарт, Трисс Меригольд, Кейра Мец из Каррераса, Шеала де Тансервилль, Маргарита Ло-Антиль, Ассирэ вар Анагыд, Фрингилья Виго, Францеска Финдабаир, Ида Эмеан аэп Сивней, Сабрина Глевиссиг. Сюда же была зачислена и Йеннифэр, однако пока что-то она не горит желанием работать с Ложей, и Цири, которая и вовсе об этом пока не знает. Создавая Ложу, магички действовали только из благих побуждений, по своим соображениям, естественно, собираясь охранять магию и действовать только во блага этой самой магии в первую очередь, и только потом обращать взор на королей и политику. И в первую очередь они захотели взять Цири и выдать её замуж за принца из Ковира. Саму Цири они, естественно, не спросили, да и спрашивать, в общем-то, не собирались. Ложа везде и всюду. Её шпионы и доносчики есть везде, они знают всё и обо всех, они слушают и видят больше, чем шпики всех Северных королевств вместе взятых. Она могущественна и влиятельна. Однако есть одно небольшое "но": Цири у них нет. И вот уж вряд ли она захочет действовать по их правилам.
5. Кого ещё стоит упомянуть, так это охотников за Цири, коих, такое ощущение, носиться по континенту целая орава: в первую очередь Нильфгаардский император Эмгыр, чьи интересы на Цири вроде бы однозначны и понятны, но неет, не так всё просто; маг Вильгефорц со своим прислужником Риенсом, который от самой Цири хочет только её плаценту, маньяк какой-то, ей-Богу; Лео Бонарт, нанятый каким-то графом, или князем, дабы убить банду Крыс, однако оставивший Цири в живых, разобравшись в её происхождении; Стефан Скеллен, отправленный обиженными на Эмгыра дворянами убить девчонку, та жестко помешавшую им обрести власть путём выдачи одной из своих дочерей за императора. Каждый из них хочет получить Цири, каждый не гнушается самых мерзких и отвратных приёмов, каждый готов буквально на всё. Однако Эмгыр всё так же остаётся с носом, хотя несколько раз был к неё очень близко, Вильгефорц пока что тоже плетётся в хвосте, Риенс мёртв, Стефан Скеллен остался без людей, а Бонарт зол как тысяча чертей, но тоже невредим. Вряд ли они оставят попытки поймать Цири, так что, думается мне, нас ожидает весьма интересная заварушка в последнем романе.
В "Башне Ласточки" было ещё несколько моментов, которые вызывали восторг и аплодисменты, например, история королевств Ковира и Пависса. Столь детально изложенная история достойна похвал и поклонов, особенно со стороны моего внутреннего историка. Беседа Дийкстры и короля Ковира была очень занимательна. Немного политики, немного интриг и толика философии заставила о много задуматься. Ну а эпизод, рассказывающий, как в ночь на Эквинокций многим приснился кошмарный сон, который почти никто не помнил, и все повскакивали с постелей, заставил даже смеяться на всю маршрутку, ибо Дийкстра в постели с женой министра финансов Редании и жена какого-то князя в кровати Филиппы Эйльхарт были той толикой юмора, которая разбавила общую мрачность, горы трупов, руки крови и весьма красочные описания убийств, коими пестрила книга.
Вердикт: шикарно, читаем дальше и плачем, ведь осталось так мало до конца цикла.23425