Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним29 ноября 2016 г.Нет слов…
«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса на мой взгляд, один из шедевров мировой литературы. Своеобразное, необычное, какое-то иррациональное, но в то же время близкое по духу и настроению книга, заставляет погрузиться с головой в Макондо не на один вечер, и чтобы понять жизнь семьи Буэндиа, потребуется, если не вечность, то достаточно много времени, так как произведение манит, чтобы его повторно перечитали, проанализировали, пережили вновь и вновь. Неискушенный читатель должен знать, что текст лауреата Нобелевской премии по литературе, будет испытывать всех на протяжении всего романа, гигантскими предложениями и большими абзацами, заставляя выдохнуть на ближайшей точке, лишь только для того, чтобы на мгновение перевести дыхание и снова окунуться в повествование.
Но главная заслуга Маркеса, это полное отсутствие какого либо графоманства. В одном предложении столько помещается информации, что другие писатели( называть не буду))), растянули бы это дело как минимум если не на несколько глав, то страниц уж точно. Поэтому чтение данной книги сопровождается определёнными сложностями. Слишком много всего происходит, и просто так перепрыгнуть через пару тройку строчек на не дадут. И это правильно. Или читайте или не беритесь за книгу вовсе.
Самая яркая черта текста – это стиль написания. Когда реальные вещи перемешиваются с чем то неестественным, волшебным, на то он и есть магический реализм. Многие ругают книгу, что это прямо Санта Барбара получилась. Начнём с того, что сериалы отдыхают по всем параметрам, так как в книге нет тягомотины, которые любят впаять в фильмах, и одно и то же событие растянуть на пару серий. Здесь всё быстро и стремительно и не успеешь опомниться, как тот первый эпизод, с которого начиналось чтение, стремительно перешёл не то, что бы во второй, а уже в третий или четвёртый.
Основные рекомендации по чтению книги. Для начала – самое главное- это ознакомитесь с «Осенью Патриарха». Так как там магического реализма поменьше будет. Если этот роман Маркеса понравится как по стилю написания, таки по содержанию текста, то и Сто лет с лёгкостью проглотите. В обратном порядке не рекомендую, так как возможно «Осень патриарха» может показаться слабой. Второй момент- внимательность. Не думайте, что эту книгу вы осилите за день. Повторюсь, для романа - она коротковата, но по содержанию и насыщенности ,это целая сага, будет тяжела. И чтобы не потерять интерес – вкушайте это волшебство по не многу, делая небольшие перерывы, что усвоился поток информации. Не повредит зарисовка по ходу текста, родового дерева семьи Буэндиа. Ну или для совсем ленивых- готовое дерево можно найти на просторах интернета. Для чего оно? Ответ прост. Чтобы не запутаться во всём многообразии Хосе Аркадио, Аурелиано и иметь представление кто есть кто. Иначе просто потеряетесь. Следующий момент. Неискушенному читателю может показаться, что повествование строится на всех возможных и невозможных нарушениях логики. То персонажи мертвы, то они живы, то снова умерли и мерещатся. Примеров много. Но в этом и заключается главная фишка магического реализма. Это ни какая то абсурдность или теория парадокса – это всё реальнее некуда. Своё течение времени, мысли персонажей. Развитие и упадок семьи. Сложно передать ощущения, это надо читать и осознавать, и к этому волшебству довольно быстро привыкаешь, если ни на что не отвлекаться и не относиться слишком скептически.
Сюжет пересказывать смысла нет, так как, нам просто предлагают прожить несколько жизней целой семьи со своими поколениями ( прямо Sims какой то). Действующие лица по своему инакальны и интересны, со своей историей и взглядами, мировоззрением, которое по мере их роста меняется. Но одна из главных проходящих тем книги, это пергаменты цыгана Мелькиадеса, в которых он зашифровал на загадочном языке нечто необычное, но важное. И расшифровать их можно будет через сто лет. А тем времени герои по своему переживают свой жизненный век, впадая то в меланхолию, то их наоборот тянет на подвиги (как вышло с полковником Аурелиано, хотя мне этот персонаж меньше всего понравился). Нет, он не злой, но по себе оказался слишком странным и замкнутым, хотя ему это не помешало оставить внушительное потомство с трагической судьбой. По мне так самые приятные и более здравые персонажи это Урсула и Фернанда. Как хранительницы домашнего очага и поддержания порядка в доме. Хотя у каждой свои взгляды на жизнь и на происходящее.
Но рано ли поздно ли все герои сталкиваются с проблемой одиночества. Причин тому несколько. Будь то не сбывшиеся мечты и ожидания от жизни и поставленных целей ( Хосе Аркадио, полковник Аурелиано, Фернанда); усталость от происходящего и просто жизненная апатия ( Амаранта, Аурелиано Второй, Хосе Аркадио Второй), непонимание со стороны окружающих (Меме, Санта София де ла Пьедад) и т.д. Каждый по своему переживает и делает из этого определённые выводы. Но я хочу акцентировать Ваше внимание на другом. На двух главных героях, о которых почему то не говорят. Это само Макондо, которое эволюционирует из нескольких хибар, до большого города, со своими улицами, торговцами, обычаями, публичными дома. Как сама семья Буэндиа, так и Макондо переживают исторический рост и падение до забвения. И другой главный персонаж – это Дом, в котором живёт семья. Каждый член семьи, что то добавляет в жизнь и историю этого строения, приносит что то своё или допускает всё это дело до упадка. Начиная от роста при Урсуле, когда дом был расширен до больших размеров ( за счёт обильного количества помещений, в том числе и комнаты Мелькиадеса, которую построили), до улучшений жилищных условий от Фернанды, которая внесла свою королевскую нотку, которую привили ей при воспитании, до упадка от Санта Софии и Амаранты Урсулы, которые не смогли справится с запустением и падением всего. Отсюда у Маркеса возникает тема жизни и цикличности, что всё возвращается к той точке, с которой всё начиналось. Одиночество важная тема, но не основная. Недаром писатель хотел первоначально назвать книгу «Дом», но чтобы не повториться с названием книги своего коллеги, переделал заголовок.
Но на фоне всех магических реалий, читается та обыденность, которая происходила в то время в Колумбии. Те же гражданские войны либералов консерваторов и повстанцев имеют отношение к реальным событиям, которые приходились на середину двадцатого века. Что примечательно, это войны шли на протяжении больше полувека, и только в этом году, был подписан мирный договор. Маркес, как в воду глядел, предчувствуя, что военные действия будут на долго.Многие ругают книгу за тему инцеста. И для меня эта странно. Понятное дело, что инцест это плохо, хотя на протяжении нескольких столетий назад, особенно в королевских семьях, так не считали, ну да ладно. Дело в манере написание про это. Всего в книге происходит два эпизода. Вначале, где рассказывается про дядю с поросячьим хвостиком и трагической гибели, и собственно в финале. При том, что это показано мимолётно и не описывается так тщательно, как к примеру тему инцеста в «Кафке на пляже» обрисовывал Харуко Мураками. Вот где противно и тошно, что хочется после этого вымыться и засесть в ванной на пол дня. Таких книг можно привести с запасом, но Маркес это всё культурно обрисовал, что отвращения от этого не испытываешь, тем более, что герои сами поначалу не осознавали происходящее.
В любом случае «Сто лет одиночества» можно или любить или ненавидеть. Так как книга вряд ли оставит равнодушным к происходящему. Ведь даётся уникальная возможность пережить целый магический век с семьёй Буэндиа. Много не стыковок, но в этом и есть прелесть магического реализма, из которого выходить не хочется. Это не сказка и не хроники, это жизнь.
15146