Рецензия на книгу
Life After Life
Kate Atkinson
Аноним28 ноября 2016 г.Роскошный английский роман на столь любимую мной тему случая и его роли во всем происходящем. О чем-то похожем пишут такие авторы, как Дэвид Митчелл, Бен Элтон, в некоторой степени Нассим Талеб. Кейт Аткинсон, на мой взгляд, уверенно стала в один ряд с этими корифеями.
В основе сюжета лежит биография девушки по имени Урсула. Точнее, биографии, содержание которых кардинальнейшим образом всякий раз меняется из-за какой-нибудь банальнейшей случайности. Например, в первом варианте биографии Урсула задохнулась в материнской пуповине и, по факту, вообще не прожила ни минуты. Во втором варианте снегопад, обрушившийся на родную деревеньку Урсулы, оказался не столь суровым и на выручку успел врач. В том же духе повествование идет и дальше: Урсула то выпадает из окна, потянувшись за куклой, то заражается испанкой, то оказывается изнасилованной каким-то американским ничтожеством.
Наиболее внушительным повествование становится ближе к середине, когда Урсула взрослеет. Автор логично и где-то безжалостно показывает, как может изменить судьбу человека одно-единственное нелепое падение посреди улицы. Урсула поскользнулась - и через пару ужасных лет была убита мужем-дегенератом. Не поскользнулась - и стала юной преуспевающей леди, отправившейся в европейский гранд-тур.
Особенно много рассуждений предсказуемо вызывает Вторая мировая война. К этому времени начинаешь замечать, что события, которые на первый взгляд выглядят неприятными, на деле спасают Урсулу от больших бед. Например, в одном из вариантов биографий ее бросает любимый человек. Казалось бы, жить дальше незачем, Урсула с тоской бредет в какой-то отель, а наутро узнает, что дом, в котором она жила с любимым, вдребезги разнесен немецкими бомбами. Еще в одном варианте Урсула становится женой успешного немецкого архитектора и пользуется всеми благами, созданными нацистским режимом для своих приближенных, но заканчивается это самоубийством в мае 45-го. Параллельная биография, в которой Урсула одинока и несчастлива в Лондоне, как несложно догадаться, намного позитивнее.
Нашлось в романе место и дежурным размышлениям о том, что было бы, убей Урсула Гитлера. Правда, к чести Аткинсон, она не стала сильно уж углубляться в этот вариант сюжета. Все-таки до нее написаны уже сотни книг на эту тему и риск свалиться в невольный плагиат слишком велик. Да и удар по общей оригинальности романа был бы непоправимым.
Послевкусие от чтения достаточно интересное. С одной стороны, история Урсулы к концу книги вызывает грусть. Все близкие погибли или умерли, по-настоящему стойкой связи с кем-либо у нее за всю жизнь так и не было, прожитая ею жизнь, в целом, выглядит достаточно бессмысленной. С другой стороны, сам подход автора к отдельным эпизодам биографии, которые внезапно разворачиваются на 180 градусов и превращают катастрофу в успех, невольно наполняет каким-то негаданным оптимизмом. Начинаешь верить, что если тебя оттолкнули, то, возможно, тебя оттолкнули к чему-то хорошему. Ну вдруг.
Вдобавок нужно сказать, что книга очень атмосферна. Причем в нескольких смыслах. Во-первых, она здорово описывает ауру и душу имперской Британии, во-вторых, восприятие этой книги, на мой взгляд, сильно зависит от вашего настроения и общего образа мыслей. Не исключаю, что для кого-то она может показаться слегка "ванильноватой", а для кого-то и немного сумбурной. Возможно, я сам бы сказал что-то подобное через годик-другой. Что же, отличный повод вернуться к "Жизни после жизни" попозже.
Пока же однозначные 5/5
12155