Рецензия на книгу
Алмазная колесница
Борис Акунин
Margarita9028 ноября 2016 г.Подступала к этой книге с большим опасением. Очень большим.
С одной стороны, речь в ней идёт о Японии, что уже подогревает интерес. А с другой, начитавшись рецензий, хотя бы тут, на ЛЛ, представляла себе, хотя и в общем, сюжет, точнее, некоторые его составляющие, и они вызывали у меня беспокойство.Начнём с Японии. Всё-таки другая культура, другая философия и менталитет. Экзотика, но довольно высококультурная экзотика, тем более в сравнении с какими-нибудь папуасами или индейцами, про которых читать, в большинстве случаев, мне скучно. Конечно, чтобы вникнуть в их, японцев, психологию, нужно серьёзно интересоваться этим и, желательно, жить там, иначе остаётся лишь удивляться постоянной готовности сделать себе харакири. Хотя бы этому. Но почитать об этой стране в любом случае интересно. Тем более, что сейчас, в 21 веке, времена-то другие.
Есть в книге фраза
Разнообразие жизнеустройства в мире постепенно вытесняется единым европейским порядком. Через сто лет всё везде будет одинаковое, не поймешь, в России ты или в Сиаме. Скучно.Мысль не новая, но точная, и приходила мне в голову и раньше, хотя, понятное дело, другими словами. Хотя бы тогда, когда совсем недавно регулярно читала книги о кругосветных путешествиях. И дело ведь не только в технических усовершенствованиях, но и в психологии и в образе жизни.
Если же говорить снова о Японии, то, конечно, то, насколько быстро эта страна развивалась в эпоху Мэйдзи, поражает. Была отсталая феодальная страна, и меньше чем за полвека достигла того, на что у Европы ушло несколько столетий. Редко можно наблюдать столь стремительное развитие. Правда, как верно было замечено в книге, в провинции всё менялось значительно медленнее.Но, чтобы окончательно не впасть в рассуждения, и не только о разнообразии мира, но и о буддизме, кстати, без которого в книге не обошлось (а в этом философско-религиозном учении разобраться не менее сложно, чем в японском менталитете), надо бы и о сюжете сказать. А закручена интрига ещё как (что в детективе крайне важно). Кажется, всё ясно, преступник и его мотивы выявлены, а нет… Новые подробности. Интересно, да, хотя под конец было ощущение, что автор слегка перемудрил. Не все мотивы не всех героев мне до конца понятны.
Что же касается Фандорина, то в других прочитанных мною книгах он зачастую оказывался в тени других персонажей. Вроде бы и ГГ, а смотришь на него больше со стороны, и чего-то постоянно не хватало в его образе, чтобы представить его живым человеком в полном смысле слова, а не персонажем книги. В этом романе он выглядит, наконец-то живым человеком – эмоциональным, горячим, способным на ошибки. И тут он не просто совершает ошибки, он промахивается с завидной регулярностью, и мне пришло на ум, что ему противопоказано влюбляться. Да да, именно так. После знакомства с О-Юми он явно подрастерял свои способности к дедукции. И, как отметил его начальник, стал выглядеть на свои 22 года – молодой, взбалмошный, дурной. То удирает от собак, то прыгает из окна комнаты возлюбленной, то ещё что похуже. В общем, ведёт себя как любой типичный влюблённый молодой человек.
Ещё когда только я узнала, что в книге должна быть любовная линия, и не на последнем месте, то подумала, что как раз японка и была бы способна расшевелить Эраста Петровича, так как известно, что и в любовной сфере японки сильно отличаются от европеек. Нет европейского ханжества, да ещё если женщина специально изучала любовную науку, то должно легко у неё получиться вскружить голову европейцу.Ну а теперь о первом томе, который сам по себе тянет на самостоятельное произведение. Причём на отличный детектив с элементами боевика. И то, что преступник изначально известен, впечатление не испортило. Вот в этом томе всё предельно ясно и убедительно – и мотивы, и сюжетные повороты, радует динамика, и удачна привязка к русско-японской войне. Появился повод, кстати, покопать в Интернете об истории Транссиба и, отдельно, Кругобайкальской железной дороги. Зачем? Просто я жила раньше в Иркутской области, а нам то ли не говорили об этом ничего, то ли не смогли заинтересовать. Обидно. А теперь интересно.
Кстати, о концовке первого тома. Ну, я понимаю горло себе перерезать, но кожу с лица! Это какой же болевой шок! Впечатляет, конечно, но такое разве возможно?Вообще, теперь куча вопросов по поводу синоби и их возможностей. Где правда, а где откровенный вымысел? Ниндзя вообще ассоциировались у меня до этого, прежде всего, с пресловутыми черепашками, хотя мультфильм этот я смотрела так давно, что и сюжет забыла. Ну а если без черепашек, то всё равно что-то из области фантастики, хотя такое представление и неверно. Надо почитать хоть Википедию, что ли, благо повод появился.
В общем, если в целом, то книга понравилась, оба тома, первый том даже в чём-то больше. У книги большая информативность, интересный сюжет, интересны персонажи и лав стори. Но остались вопросы, не совсем ясные моменты, слегка утомительны философские навороты. Не очень мне нравится, когда преступник опирается на какое-то чуждое, для меня, мудрёное учение. Может и глупо, но хочется встряхнуть его и напомнить о существовании общечеловеческих элементарных норм морали и порядочности. Или я просто ничего не поняла?
В общем не жалею, что прочла, но пока самым интересным из прочитанных романов Акунина для меня остаётся Смерть Ахиллеса .
P.S. А первый том, повторюсь, и в отрыве от второго воспринимается прекрасно.
15461