Рецензия на книгу
В ожидании варваров
Дж. М. Кутзее
Аноним27 ноября 2016 г.Холодный роман от южноафриканского автора
Когда данное произведение было выбрано нашим Иркутским книжным клубом для чтения в ноябре, я была просто несказанно рада. Книга уже не один год стояла на полке, а руки все не доходили. И вот наконец-то свершился волшебный пендель.
"В ожидании варваров" - это невероятное по своей мощи произведение. Красивое, снежное, глубокое. Мы попадаем в некую Империю, находящуюся на правах военного времени. В пограничный регион, на территории которого разворачиваются военные действия против варваров. Небольшой заставный городок, в который приезжают военные во главе с антагонистом данной истории полковником Джоллом. В качестве главного героя нам предстает городской судья и по совместительству глава города. И вот тут происходит столкновение. Автор ставит героя перед выбором между противостоянием или приятием репрессивных действий полковника Джолла. С ситуации выбора начинается личностное самоопределение героя. Столкновение традиции и новых взглядов. Мы наблюдаем разрыв между поколениями. При этом главный герой - судья, увлекающийся археологией, коллекционирующий письмена на табличках некой древней цивилизации. Письмена, которые он не понимает. И на фоне разворачивающихся событий это подчеркивает отсутствие преемственности поколений. Создает глубокий конфликт, в котором хочется копаться, упорно требуя истины.
Произведение глубокое в своей сути. По мере чтения открывающееся новыми гранями. Думаю можно провести далеко не одну параллель и найти огромное множество смыслов вложенных в текст. В клубе мы читали данный роман одновременно с пьесой "В ожидании Годо" Сэмюэля Беккета . В свое время Кутзее защитил диссертацию по творчеству вышеупомянутого автора. Прочитав оба произведения понимаешь откуда возможно черпал вдохновение Кутзее. Тема ожидания чего-то или кого-то из вне, когда на самом деле нужно рыться в себе, прослеживается в обоих произведениях. Но интерпретация и настроение этого самого ожидания совершенно разные. Ждут варваров, а варвары лишь в их головах.
Далее в романе очень интересно поднята тема свободы. Здесь неодолимо хочется цитировать:
Когда дверь камеры впервые захлопнулась и в замке повернулся ключ, я, помнится, улыбнулся. Мне казалось, не такое уж это великое лишение сменить привычное одиночество повседневной жизни на одинокое существование в камере, куда к тому же я переселюсь вместе с миром моих мыслей и воспоминаний. Но теперь я начинаю понимать всю примитивность своих представлений о свободе. Что включает в себя та свобода, которую мне оставили здесь?
Ничего не напоминает? Думаю, многие сейчас вспомнили Антона Павловича Чехова и его "Палату № 6" . Кроме внешнего конфликта, о котором я упоминала ранее, автор уделяет много внимания и конфликту внутреннему, личностному.
Еще одним пластом повествования является линия беззащитной девушки-варварки, оказавшейся в ненужном месте в ненужный час. Из-за зверских действий Джолла она становится покалеченной, частично слепнет. Потом попадает вроде бы в добрые руки судьи. И здесь к читателю приходит новое понимание романа. Изначально варваром представляется полковник с его новыми порядками, приехавший заявлять права и рушить устоявшийся ритм жизни. Но с появлением во второй части девушки из варваров понимаешь, что для нее они оба в слепой зоне - и полковник, и судья - варвары, герои-антогонисты вдруг становятся двумя сторонами одной монеты. Здесь хочется процитировать одну из ключевых мыслей главного героя, которая в тексте встречается читателю в предпоследней части:
Ибо, хотя мне нравилось думать иначе, я вовсе не был этаким добродушным любителем удовольствий, прямой противоположностью холодному и жестокому полковнику Джоллу. Я был олицетворением лжи, которой Империя тешит себя, когда в небе ни тучки, а он – та правда, которую заявляет Империя, едва подуют грозные ветра. Я и он – две ипостаси имперского правления, не более того.
В сухом остатке это противостояние старого и нового укладов жизни, борьба противоборствующих политических оппозиций, народной традиции и цивилизации.
Империя - это мастерски прописанный собирательный образ, находящийся вне времени. Образ, который по сути можно применить к любому цивилизованному государству, диктующему свои требования и заявляющему права. По сути своей цивилизация всегда была "варваром" в отношении коренного населения той или иной земли. В Америке с приходом колонизаторов угнетали коренное население индейцев, сгоняя их с родной земли и навязывая новые реалии, на родине автора в ЮАР угнетали коренное чернокожее население.
Ко всему прочему это тот великолепный образец интеллектуальной прозы, читающийся на одном дыхании. Поражающий и захватывающий сюжет, наслоение пластов повествования один интересней другого. И прекрасный язык. Стиль автора не может оставить равнодушным. Надо отдать должное писательскому мастерству, окунающему нас в настолько реалистичные пейзажи. Описание пустыни (опять же символ, перетекающая субстанция, не имеющая конкретных очертаний), в которой затерялся приграничный городок или сюрреалистичные сны главного героя, каждая новая зарисовка прекрасна в своей форме. Но больше всего мне понравились описания зимы и холода. Замерзших пальцев и пронизывающего ветра. Пробирало сидя дома под уютным пледом. Книга мне вообще показалась холодной и снежной. И прекрасной в таком своем воплощении. Данный текст можно разбирать до неприличия долго и скрупулезно и главное - хочется!
В конце идет ощущение того, что повествование замкнулось в круг, но при этом нет чувства завершенности. Действие приходит к своему логичному завершению, но душевное, эмоциональное состояние героя остается открытым, точка так и не поставлена. В конце остаешься в некотором сумбуре с потоком разрозненных мыслей, требующих собраться воедино. И хочется читать Кутзее... еще! и не один роман. :-)
28199