Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

1941. Война в воздухе. Горькие уроки

Дмитрий Хазанов

  • Аватар пользователя
    Аноним26 ноября 2016 г.

    Пять статей об авиации в начале ВОВ

    Экипаж у румынского бомбардировщика PZL P-37 “Los”. 17 сентября 1939 года 20 польских в оригинале машин перелетели в Румынию, где были приняты на вооружение и провоевали до 1944 года.

    Удачно купил два труда, выпущенных в прошлое десятилетие, авторства Дмитрия Борисовича Хазанова, известного исследователя авиации Второй Мировой. Оба по 1941-му, один этот, я некогда читал, со вторым - От Днепра до Финского залива знаком не был. Но решил сначала перечитать старое исследование 2006 года, которое представляет собой скорее сборник из пяти глав-статей, объединенных воедино хронологией рассматриваемых событий, нежели стройным повествованием.

    Первая глава о предвоенной доктрине применения авиации в 1925-1939 годах. Вторая глава - о войне в воздухе и на "мирно спящих" аэродромах 22 июня 1941-го. Затем идет описание воздушной операции против Финляндии 25 июня 1941-го, что значило больше с политической точки зрения, нежели чем с военной. Затем идет краткое описание строительства ПВО столицы и отражения немецких налетов лета-осени. И заключительная глава посвящена налетам на Румынию летом-осенью 1941-го. По вышеперечисленному можно сделать вывод, что эта книга была очень актуальна в момент выхода, но на сегодняшний день она уже не так ценна - эти события продолжают активно изучаться, и уже появились монографии, расширяющие отдельные главы до уровня полных книг. Например по ПВО столицы у того же автора вышла монументальная Авиация в битве за Москву, и глава в Горьких уроках представляет собой всего лишь ее бледную тень, хотя отдельные фразы и предложения перекочевали в неизменном виде. Скорее утешение для тех, кто не смог достать вышеуказанный раритет. По войне в финском небе есть великолепная Пылающие города Вячеслава Никитина, купите ее на "Митре" пока не кончилась. По 22.06.1941 много написано вплоть до боев отдельных авиаполков, сейчас жду отдельного нового исследования от Михаила Тимина. И, наверное, только глава по налетам на Румынию летом-осенью 1941-го еще не удостоена отдельной книги, а жаль. Советская авиация ЧМФ провела кучу налетов на базы флота в Сулине и Констанце, а например в налетах на Плоешти середины июля в течении недели уничтожила или повредила кучу нефтеобрабатывающего оборудования и до 220 тысяч тонн нефтепродуктов. Это, для примера, примерно треть годового производства собственно в Германии до WWII или 1/6 потребления всей Японии в 1942-м году, так что никакие другие действия советской авиации летом 1941-го не вызвали такого дружного волнения всей верхушки Рейха - в Румынии приходилось держать 50-тысячную группировку войск Люфтваффе, и нацеливать Манштейна на захват Крыма. То есть факт и результаты бомбардировок оказали влияние на всю стратегию Вермахта на южном участке Восточного фронта.

    Это самая интересная глава, в остальных по лету 1941-го небесполезным было напомнить о причинах поражения нашей авиации летом 1941-го. Кроме проблем с аэродромами также на обе ноги хромала связь с разведкой, из-за чего бомбардировочная авиация тратилась в налетах без прикрытия. А налеты на финские аэродромы велись по результатам данных 1939-года, посему куда больший урон финнам, давно рассредоточивших свою небогатую авиацию, нанесли попадания бомб по жилым объектам и прочему подвернувшемуся в неудачный час, а не по собственно изначальным целям атаки. В целом, книга хороша до сих пор именно как стартовая для ознакомления с темой и базового понимания причинно-следственных причин событий первого военного лета.

    15
    275