Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним19 ноября 2016 г.

    И кто же тут козел?

    Это первая моя "неудача" с книгами Дафны дю Морье. Впрочем, "неудача" - это слишком сильно сказано, книга хорошая, скорее, я просто получила от нее меньше, чем ожидала. Потому что обычно у меня с ее произведениями как? Я ожидаю одного, получаю другое, а под конец иногда и вовсе всё переворачивается на третье, но это, тем не менее, круто и хочется еще. Особенно это относится к моему первому с ней знакомству - "Кузине Рейчел".

    А вот с "Козлом отпущения" что-то явно пошло не так. Причем я совершенно намеренно не читала заранее ни аннотаций, ни отзывов, дабы не наткнуться ненароком на какой-нибудь коварный спойлер и не испортить себе впечатление. Я совершенно не знала, о чем пойдет речь (когда-то я по какой-то причине добавила эту книгу в виш-лист, но причина эта почему-то совершенно выветрилась из памяти, так что книга была для меня загадкой).

    Но все предосторожности оказались в данном случае излишними. Поскольку и так почти во всех случаях было ясно, что произойдет дальше. То, что в истории было загадочного, оставалось загадочным только для главного героя, но никак не для читателя. Для читателя загадкой было только одно: почему "козел отпущения" в одних случаях проявляет чудеса сообразительности, догадливости и находчивости, а в других так неимоверно тупит? То он по обрывкам фраз молниеносно строит совершенно правильные выводы о людях, которых знает всего пару дней и даже о тех, кого не знает вовсе, а то не может сложить два и два и уразуметь то, на что автор усиленно намекает с самого начала книги устами самых разных персонажей. Ясное дело, стрессовая ситуация, постоянное напряжение, мозгу приходится лихорадочно работать и иногда он может выдавать разные "фокусы", но все-таки я все время ощущала какой-то диссонанс по этому поводу.

    Но самое главное даже не в этом. На самом деле мне просто было скучновато читать, вот и все. Не то чтобы совсем скучно и неинтересно, нет. В некоторые моменты я увлекалась происходящим и начинала следить за событиями с некоторым вниманием, но хватало меня, увы, ненадолго. По большей части я была сторонним, не слишком заинтересованным наблюдателем. Не удалось мне проникнуться судьбой ни одного из героев, не получилось и поломать голову над какими-нибудь загадками (кроме той, о которой я говорила выше).

    Почему так вышло? Не знаю. На самом деле, история, по своей задумке, должна была получиться очень интересная. Одинокий, не слишком преуспевающий и недовольный своей жизнью человек вдруг однажды встречает своего двойника - Жана де Ге. У того все наоборот: хорошее происхождение, большая семья, приличные доходы и положение в обществе. Но он тоже не очень-то радуется жизни. Более того - хочет от нее сбежать. И тут ему приходит в голову "блестящая" идея: почему, раз уж судьба послала ему такой подарок, не воспользоваться им и не поменяться ролями?

    В жизни Жана де Ге не все гладко: семейные проблемы, финансовые неурядицы, да и вообще просто все осточертело. Ему хочется исчезнуть, хоть на некоторое время, но так, чтобы и в голову никому не пришло его искать. А двойник - такая удача. Можно ведь оставить его вместо себя и пусть выкручивается, как знает. Тем более, что тот в порыве пьяного откровения признался ему, что не видит в своей жизни смысла и вообще хотел бы стать другим человеком. Почему бы не предоставить ему такую возможность наяву? И вот незадачливый "козел отпущения" просыпается в отеле после бурной ночи и обнаруживает, что он уже вовсе не скромный преподаватель из Лондона, а господин Жан де Ге из Сен-Жиля. И сколько бы он ни утверждал обратное, никто ему не поверит, поскольку его лицо говорит само за себя.

    Казалось бы, абсурд. Как можно заменить одного человека на другого (причем против его воли) и надеяться, что никто не догадается? Ведь, кажется, первое же слово, первый же жест выдадут самозванца с головой. Ведь новоиспеченный Жан де Ге совершенно ничего не знает ни о своей семье, ни о порядках в доме, ни о том, что делал неделю назад. Не знает даже, где находится его собственная спальня. Не говоря уже о его речи, манерах, привычках. Если никто и не поймет, что это совершенно другой человек, то, как минимум, у родных должно возникнуть желание проконсультироваться с психиатром. Однако же, все происходит совсем по-другому. Тут Дафна Дю Морье показывает себя во всей красе. Почти ни капли не погрешив против правдоподобности, не ослабляя напряжения, она заставляет читателя поверить в то, что исход может быть совершенно другим. Через множество деталей, мелких событий, случайных разговоров она "вживляет" своего героя в новую роль, заставляет его приспособиться к новым обстоятельствам и, более того, дает ему наглость попытаться что-то изменить в той безысходности, что поселилась в замке Сен-Жиль. Но вот удастся ли довести дело до конца?..

    Все события более или менее предсказуемы. Да, наверное, так и должно быть. Тут дело в другом, в психологии. Что чувствует человек, вынужденный играть роль другого? Как это - смотреть на членов чужой семьи "изнутри", ведь они считают тебя своим сыном, отцом, мужем, братом? Как это - постоянно балансировать на грани разоблачения, сознавая в то же время, что никакое разоблачение тебе не грозит, что бы ты ни сделал? Ведь это сделаешь не ты, а Жан де Ге, и ему отвечать за твой поступок. Какая потрясающая смесь ответственности и свободы, опасности и полной безнаказанности... И кто теперь ты сам: Джон, Жан или кто-то третий?

    Казалось бы, должна была получиться неплохая книга. Да она такая и есть. Красивый язык, атмосфера, детали, идеи, мысли - все на уровне. Но вот не зацепило, увы.

    67
    1,9K