Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Insolante13 сентября 2010 г.

    Я, наконец-то, на днях полностью посмотрела фильм и ,как это не странно, полюбила его той нежной очаровательной любовью, которую Гумберт питал к своей Ло.
    После этого я не могла не прочитать источник, (более ранний опыт чтения, лет в 17, был безуспешным) дав себе слово не воспринимать все буквально, меньше представлять и осуждать.

    И теперь, я уже несколько часов думаю над уже закрытой и отложенной книгой, в попытке определиться со своими впечатлениями.
    Книга хоть и не вызвала у меня благоговейного трепета, но даже когда я откладывала ее ради других дел, я возвращалась к ней мыслями, а читая на ночь, где-то в глубоком сне, все равно не отпускала от себя цепочку чувст и событий.
    Не знаю почему так, но в этой книге определенно есть что-то такое засасывающее.

    "Лолита" тяжела для чтения, покрайней мере началом и некоторыми моментами особенно тяжела, - много метафор, оборотов, описаний, сравнений; все пикатные сцены описанны не прямолинейно, а в так чтобы из трех предложений, всего два слова намекали на происходящее.
    Правда, от этого, у меня переодически происходили "замыкания" и я понимала что уже вообще потеряла мысль о которой идет речь в размышлениях Гумберта, и приходилось возвращаться на страничку или две назад, и читать по новой.

    История начинается как вдох - легкие наполняются - наполняются воздухом, и так же время течет-течет, Ло взрослеет, Гумберт стареет и сходи с ума, и ты понимаешь, что все эти их гостиницы, путешествия - всего лишь декорации к чувствам...
    И ты читаешь это и тебя так наполняет, наполняет, наполняет обилием слов, чувств, чужих мыслей, смесью француского и американского, смесью нежности и похоти.
    А потом наступает момент, когда все вокруг становиться пустым и "безлолительным" для Гумберта, когда он размышляет о потерянном, о когда-то его Долли, о любви к ней - эти моменты когда он осознает что своей похотливой любовью, несомненно сломал ей жизнь, и поэтому она так никогда его и не любила... - на этих его мыслях ты выдыхаешь.
    Получается такой полноценный выдох, до полной пустоты в легких.
    Только на этом выдохе, мне не хватило этого факта (он был у меня в начале книги), как в фильме, - когда картинка пропадает и появляются слова о двух смертях, от болезни и от родов.

    Набоков в своих комментариях к книге пишет, что в каждой его книге, в данном случае в "Лолите", у него есть свои уголки и закоулки, которые больше остальных милее его сердцу, от которых он получает особое эстетическое удовольствие.
    И мне кажется что книга сама по себе такая, в ней надо найти свою нишу, которая будет держать тебя на плаву пока ты ее читаешь.
    Правда я, помоему, такой прочной, глубокой ниши не нашла еще.
    Все-таки по настроению, фильм и книга совершенно разные.
    Джереми Айронс как-то иначе (по моим ощущениям) приподнес Гумберта. В фильме он такой весь пышущий влюбленностью, и лишь потом, много позже обуреваемый паникой, ревностью, манией преследования.
    А в книге же, старина Г.Г, уже изначально кажется мне озабоченным мужиком, который мнит себя очень тонким человеком и только и делает, что мечтает о том как бы овладеть нимфеткой, и как бы она быстро не вышла из этого возраста.



    "Я вовсе не преступный сексуальный психопат, позволяющий себе непристойные вольности с ребенком. Растлением занимался Чарли Хольмс; я же занимаюсь растением, детским растением, требующим особого ухода: обрати внимание на тонкое различие мужду обоими терминами. Я твой папочка, Ло."


    И лишь к концу мое мнение о нем координально меняется, может потому что он сам меняется и любовь его становится не просто вожделением к нимфетке..

    Так или иначе, в памяти прочно оседают эти слова, с которых начинается "Лолита" Набокова, их хочется читать и перечитывать, в них весь смысл этой книги.



    Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя.
    Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
    Она была Ло, просто Ло, по утрам, ростом в пять футов (без двух вершков и в одном носке). Она была Лола в длинных штанах. Она была Долли в школе. Она была Долорес на пунктире бланков. Но в моих объятьях она была всегда: Лолита.


    Не знаю. Мне оценить ее очень сложно, останусь пока нейтральной
    Думаю, что еще лет через 5, я снова рискну открыть эту книгу, и может тогда мне откроется ее тайный мир.
    Хотя она определенно сыграла на некоторых струнах моей души.
    Но в целом, сейчас это просто хорошая книга, которая однажды взорвала мир своей откровенностью, не лишенной чувственности.

    5
    40