Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним18 ноября 2016 г.За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете поистине великой и вечной книги? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Последние четыре часа, я держала ее в руках, снова перечитывая этот гениальный роман. За мной, читатель, и только за мной, и мы попытаемся разгадать его великую тайну!
Такая Книга – такое Сокровище, могла получиться только у поистине гениального писателя. Его безмерный талант на каждой странице, в каждом слове, во всех мелочах.
Булгаков подарил нам роман полный живых и осязаемых образов, и говорить о нем можно исключительно с придыханием. Доступно, но в то же время таинственно написанная история вызывает у меня упоительное восхищение. А каждую страницу я переворачивала в счастливом трепете, даже перечитывая уже в третий раз. И чтобы доставить мне и тебе, читатель, это удовольствие было потрачено много сил и труда. Десятилетие работы над книгой, трудности принятия ее общественностью и несколько версий редакций сделали роман венцом творческого пути писателя.Образы «Мастера и Маргариты» поражают свей многогранностью и неоднозначностью. Несколько сюжетных линий переплетаясь, создают одну полную картину. И если ничего не упустить в конце все встает на свои места, а полотно приводит в восторг. И не смотря на название, ни Мастер, ни Маргарита не кажутся мне главными и уж тем более самыми интересными героями. Воланд и его свита, вот кто привлекает, мое и несомненно, твое внимание, читатель.
Иностранец, так не кстати встреченный Берлиозом на Патриарших, Черный маг, повергший Варьете с его обитателями в хаос, профессор, самовольно заселивший квартиру №50, Мессир со своими подданным и, пожалуй, историк – знакомьтесь Дьявол. Как по мне, так он самый сложный, харизматичный и загадочный персонаж романа. Нет сомнений в том, что он зло и сатана, но при этом ему присуще терпение и справедливость и даже какое-то извращенное милосердие. Эта противоречивость героя особенно заметна в компании его преданной свиты.
Фагот, он же Коровьев - самозваный переводчик и консультант, умело исполняет свою роль
трюкача и обманщика. Кот Бегемот, который «Не шалит, никого не трогает, починяет примус…» на правах любимого шута Воланда, забавляет нас своими непосредственными выходками. Азазелло - «демон безводной пустыни, демон убийца», в этой компании отличается своей серьезной степенностью. Глумясь над жадными, глупыми и продажными москвичами, они не вызывают положенного ужаса или отвращения, присущего абсолютному злу. А эта нотка дьявольского обаяния несомненно вызывает симпатию.
В тоже время нам изображают в какой-то мере положительных героев Мастера и его Маргариту. Мне не нравится Мастер. Да и самому Михаилу Афанасьевичу, как мне кажется, он не импонирует. «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.» Уставший, тщедушный, трусливый мужчина, сломленный неудачами и чужой критикой. Он продолжает любить Маргариту, но у него нет сил за нее бороться.
Маргарита же самоотверженная, непредсказуемая и жадная до любви, она несомненно умна и красива – чудесно воплощенный образ Женщины. Она готова бороться за них обоих и идти на все ради своего Мастера. Но при этом она мстительна и меркантильна, она не спешила покидать свою роскошную квартиру и роскошного мужа, свою удобную и во многом приятную жизнь. И к тому же нельзя упускать тот факт, что она продает свою душу дьяволу.Вот она злободневная проблема романа: границы, разделяющие добро и зло, хорошее и плохое, и трудности нравственного выбора, когда находишься меж двух огней. «. . .что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?».
Понтий Пилат – олицетворение власти и жестокости, но и ему оказалось не чуждо милосердие и справедливость. Но как сказал Воланд «Трусливость – тяжелейший недостаток». Поэтому Иешуа казнен, а Пилат наказан на 12 тысяч месяцев, величайшим судом - собственной совестью.
Но у нас остается Бездомный – поэт, с которого и начинается повествование. Герой, несправедливо обделенный нашим вниманием. И все почему? Потому что Мастер, даже не читав его стихи, считает их ужасными? Нет не поэтому. Просто в нем нет той самой симпатичной и близкой нам нотки дьявольщины.
И возможно кто-то скажет, что роман учить нас тому, что влюбленные могут быть счастливы только в случае одновременной смерти и поддержки сатаны. И таких людей не мало. Но эта книга не для всех и нельзя читать ее воспринимая лишь поверхностный сюжет, нельзя упускать все подтесты, краски и полутона.Я влюблена в этот роман, как Маргарита была влюблена в роман Мастера, во все эти гениально-простые и в тоже время безумно сложные истины. И пусть Булгаков не мой Мастер, да и вообще его еще нет, но я готова сидеть у камина в подвальчике, перечитывать написанное, а перечитав шить ту самую шапочку. Хочу нараспев и громко повторять отдельные фразы, вытирать сотни пыльных корешков, подгонять его работу, сулить славу, а после, невидимой и свободной, лететь под луной громить квартиру Латунского.
Хочу, чтобы от моей постели к окну протягивалась широкая лунная дорога, а по дороге поднимался некто в белом плаще с кровавым подбоем. И рядом с ним непременно должен идти какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом, и за ними следует спокойный и величественный гигантский остроухий пес. И чтобы воздух пьянил ароматом сирени, а я несла букет желтых цветов, предчувствуя встречу с мои Мастером. А этот бодрящий ноябрьский холод и вообще вот это вот все не хочу.
Вот до чего довел меня любезный товарищ Булгаков.Возможно, дорогой читатель, тебя утомило мое восторженное поклонение этому роману. Поэтому подводя итог, буду по возможности краткой.
Как говорил господин Коровьев, а ему вторили Бегемот с Азазелло: «Я в восхищении!».12161