Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Tale for the Time Being

Ruth L. Ozeki

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2016 г.

    Маленькая человеческая волна, которую носит по бушующему морю жизни…

    «Привет! Меня зовут Нао, и я — временное существо. Ты знаешь, что такое временное существо?..»

    «Моя рыба будет жить» - книга, о которой можно сказать «грустно и красиво», и это будет правдой. Глубокая и неторопливая, красиво написанная (и прекрасно переведённая), искренняя, трогающая до глубины души. «Моя» книга ещё со времён названия и обложки, «моя» с субботы (мур-мур-мур), «моя» в момент прочтения и «моя» после оного.

    Рут Озеки сравнивают с японским Селинджером и американским Харуки Мураками.
    С Селинджером — да, наверное. Но я ничего иного, кроме как "Над пропастью во ржи" и не читала, так что глупо будет судить однозначно. А вот с Мураками — не знаю. Если только наличием мистики, хотя вот структурно книга очень похожа на роман Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света». К слову, книга напоминала мне и Кейт Аткинсон «Человеческий крокет» - даже тем, что каждая отдельная глава принадлежит конкретному герою, его мыслям и его жизни.

    Чем интересна автор лично для меня? Нет-нет, вовсе не своим саном. А тем, что она пишет книгу о двух разных ментальностях и диаметрально противоположных культурах, с которыми сама столкнулась, тем, что это не автобиография, но книжная Рут и муж её Оливер — это будто сама автор со своим мужем, и всё это сделано для того, чтоб усилить эффект присутствия. Я правда не могу не отметить и то, насколько всё же безупречно выстроен роман. Роман с точки зрения формы, стилистики, языка, завязки сюжета и его дальнейшей подачи, взаимообусловленности всех вещей - просто безупречен. Всё-таки крайне мало произведений с настолько проработанными персонажами. Все ниточки, тянущиеся от определенных этапов, связались в клубке одного кульминационного момента. На мой взгляд, структура романа «событие — отсылка в прошлое — последствие события в настоящем» является идеальным вариантом для такого рода вещей. Роман скорее похож на бутон цветка, чем на луковицу или капусту, происходящее постепенно раскрывается, слой за слоем, часть за частью, и по открытии мы видим грандиозный финал - рукотворное чудо мастера.

    Так почему рыба будет жить? И рыба ли это вообще?

    Все мы не раз сталкивались с чудесными совпадениями. Или подумав о чем-то однажды, спустя короткое время встречаем объект своих размышлений то тут, то там. Это можно объяснить довольно просто: вокруг нас и раньше были совпадения, и раньше мы видели вещь, на которой сейчас, кажется, сошелся весь свет. Просто мы не фокусировались на этом, пропуская мимо глаз и ушей, как смазанный фон на замыленном снимке. Но есть что-то сильное, что потрясает не масштабами, а энергией совпадения, словно сама вселенная приложила свои черные руки и сплела паутину, в которой конечно же завязаны люди.

    Писательница Рут, живущая на острове у берегов Британской Колумбии, находит на побережье выброшенный штормом дневник японской школьницы Нао Ясутани, в котором та пытается рассказать историю своей прабабушки, буддийской монахини.

    Но если бы всё было так просто и случайно, то не было бы так интересно, согласитесь. В самом начале книги царит удивительная легкость и красота, всё просто и красиво, естественно и натурально. И всё начинается в тот момент, когда читатель вместе с Рут «проживает» дневник девочки, в котором она без прикрас рассказывает о сложных взаимоотношениях со своими одноклассниками, о проблемах с родителями, о её любви к удивительной 104-летней прабабушке-монахине дзен, которая (прабабушка) по совместительству анархистка, революционерка и феминистка! :) Изначально Нао и правда пытается рассказать о своей удивительной прабабушке, мудрой 104-летней Дзико, о своём деде Харуки №1, лётчике-камикадзе во Вторую мировую, а в итоге пишет историю своей непростой жизни, о том, как сложно быть подростком в современном мире, и о том, как важно найти себе друга (авторитет), который будет вести тебя за собой и помогать жить твоим внутренним рыбкам.

    Знаете это ощущение, когда хочется помочь человеку, которого ты не знаешь? Для нашей реальности: помочь человеку, чьи странички ты читаешь в интернете, например? Вот Рут читает дневник и все глубже погружается в эту непостижимую историю, переживает, примеряет на себя и даже рвется помочь этой несчастной молоденькой девочке Нао (now), только вот нельзя помочь тому, кого ты не знаешь; тому, кто и сам не знает о твоём существовании. Но ведь не зря всё случайное неслучайно. Нао пишет именно для Рут, для своего единственного читателя, а в дневнике раскрывает ту часть своей души, в которую она никого не пускает в реальности. Мне кажется, что она сама не до конца разгадала этот край. Будто в этой части притаились инопланетяне, а если говорить за душу - особые демоны, которых она не в состоянии контролировать. Благодаря прабабушке-буддистке сама Нао потихоньку превращается из девочки, которой не хочется бороться за будущее, в девочку, у которой что-то стало проясняться. Правда под конец книги совершенно точно кажется, что истории настолько сильно переплелись, и что это не Нао пишет о своей прабабушке, а прабабушка Дзико пишет о девочке.

    Роман заставляет переживать огромное количество разнообразных чувств, всему ходу чтения сопутствуют переживания, которые увенчаются сильным концом. Так же поднимается много воспоминаний, несущих за собой размышления относительно настоящего и будущего. Каждую сцену примеряешь к своей жизни. К счастью, в школьной жизни мне не довелось быть объектом травли. Но всё же в один момент меня немного триггернуло. Не сильно, конечно, но приятного тоже мало, ведь там за красивой книжной обложкой - море боли. Нао гложут разные мысли: о собственном "Я", о неудачливости ее родителей, о самоубийстве. Совсем юная, без четких ориентиров в жизни, отчаянно нуждающаяся в защите, опеке, примере, любви. Эту девочку я приняла достаточно близко к сердцу и очень хорошо поняла, потому что когда-то и меня обуревали те же мысли, а может быть, и обуревают до сих пор, ведь у меня нет такой прабабушки, к которой я бы отправилась ловить дзен. В этой книге присутствует насилие, жестокость, детско-юношеская травля, равнодушие родителей и малая психиатрия.. но как интересно прожить историю не только девочки Нао, но и услышать историю о пилоте-камикадзе, для которого суицид — подвиг, смысл и сила. И ведь кроме боли там присутствует невероятное количество силы, жизнелюбия, благородства, в конце концов, дзена, которые важнее и сильнее боли и смерти (нет, не спойлер). Нао — сильная девочка. Людям сильным палачами быть не приходится, а позиция жертвы не ломает, но учит жизни. Совпадения случаются на каждом шагу, большие и маленькие. Но бывают вещи настолько сильные и светлые, что эта волна прокатится по всему свету, сквозь времена и поколения, сквозь политику и социальный строй, и объединит пусть не физически, но, что важнее, мыслями.

    Подытоживая: вся книга - это потрясающее сочетание определенности и уклончивости, поверхностности и глубины, высказанности и недосказанности, предсказуемости и непредвиденности. Сюжет самобытен, оригинален в самом полном значении этого слова. И при прочтении понимаешь, что произошедшие события не могли развернуться иначе. Не только дорога возникает под ногами идущего, но и идущий подчиняется стелющейся дороге. Как всегда, о прекрасных вещах невозможно (и не нужно) разглагольствовать много, их нужно только чувствовать.

    Книга имеет очень закрытую индивидуальную атмосферу, а значит и послевкусие у каждого будет тоже своё.
    А мои рыбки, наверное, будут ещё жить.

    27
    438